Аньоло Бронзино

Знаменитый итальянский художник по прозвищу Бронзино, признанный мастер маньеризма, родился в 1503 году во Флоренции, столице Тосканы. Подлинное имя мастера — Аньоло ди Козимо ди Мариано. Он был выходцем из среды образованной интеллигенции, имел большие познания в литературе, много читал, был знаком с произведениями Данте и Петрарки, которые были его современниками и соплеменниками. Бронзино был членом Флорентийской академии, известно также, что он успешно писал стихи. Будучи учеником Рафаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо, художник воспринял их стиль, мастерски его переосмыслил и усовершенствовал. В результате Бронзино стал одним из самых ярких представителей течения под названием маньеризм. Картины в этом стиле часто отличаются причудливостью композиции, сложностью работы, вычурностью линий и богатством цветовой гаммы. Будучи ранней стадией барокко, маньеризм несет некоторые его черты, которые явно отразились в парадных портретах и многофигурных композициях на античную и религиозную тематику. Художник создавал фрески, картины для алтарей и декора церквей и монастырей, полотна на мифологические, аллегорические, религиозные темы. Но лучшее, что создал Бронзино и что стало предметом его гордости и славы — это портреты. Они отличаются особой продуманностью композиции, утонченностью рисунка, богатством холодной цветовой гаммы и обилием точно выписанных деталей. В 27 лет его приглашают служить придворным художником при герцоге Урбино. Он был одним из мастеров, занятых в масштабных работах на вилле Империале в городе Пезаро, находящегося в исторической провинции Марке, на востоке Италии. Здесь для Гвидобальдо II он написал картину «Состязание Аполлона и Марсия», а также портрет самого герцога. В результате именно эти два полотна стали основой для расцвета карьеры Бронзино, создав ему славу умелого и талантливого живописца. В возрасте 30 лет художник покидает Урбино и становится придворным художником Медичи во Флоренции. Здесь сконцентрировалась вся интеллектуальная и художественная элита тогдашней Тосканы. Через четыре года он становится членом гильдии Святого Луки (евангелист Лука считается художником и покровителем искусства, его именем была названа гильдия мастеров в средневековой и ренессансной Европе), а также поступает в академию Флоренции. Мастер выезжал на короткое время в Рим и Пизу. За время путешествий он смог познакомиться с работами великих мастеров Возрождения, в частности, с Микеланджело, восприняв много нового из его работ. Вся остальная его жизнь была полностью посвящена родной Флоренции. Бронзино много работал с фресками, ему принадлежит ряд известных росписей, например, часовня Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо. За свою жизнь он создал множество театральных и праздничных декораций, а также картоны для создания шпалер. Большая часть таких работ в силу особенностей материалов не дошла до наших дней, но по шпалерным эскизам создавались работы другими известными мастерами Европы. Одна из аллегорических картин Бронзино, «Аллегория любви», досталась в дар королю Франции Франциску I. Это говорит о том, насколько высоко ценил творчество мастера избалованный талантливыми художниками флорентийский герцог Козимо Медичи. В эти же годы Бронзино написал множество других аллегорических полотен по заказу герцога, а также многочисленные алтарные образы для церквей города. Его родной племянник Алессандро тоже стал художником, представителем школы маньеризма. Он испытывал сильное влияние творчества Микеланджело, его религиозные и мифологические полотна немного резковаты по форме и колориту, но портреты, как и у дяди, отличаются мягкостью и живописностью. Интересно, что племянник часто тоже называл себя прозвищем дяди, но не достиг такого уровня славы и известности, как сам Бронзино. В портретах кисти Аньоло чувствуется биение жизни и душа портретируемого, при всей сдержанности и некоторой холодности композиции. Скончался художник в 1563 году и был скромно похоронен под камнем с замечательной эпитафией «Не умирает тот, кто жил, как Бронзино».

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.