Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, или Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco; 1477 (1478) – 1510) – великий живописец, являющийся одним из ярчайших деятелей Ренессанса, представитель венецианской художественной школы. Любопытно, что некоторые из его незавершенных полотен дописал Тициан уже после смерти автора. Настоящим именем живописца является Джорджо, однако в связи с крупным телосложением ему дали прозвище – Джорджоне (т.е. большой). Точной информации о происхождении этого великого мастера не установлено. Популярна точка зрения, что он связан с известным семейством Барбарелли, потому позже живописца нередко звали Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Биография великого мастера во многом загадочна. Он был одним из наиболее одаренных деятелей эпохи Ренессанса в Венеции, хотя и умер в достаточно молодом возрасте (вероятно, из-за холеры). Картины, которые принадлежат его авторству, немногочисленны, они не присутствуют во всех крупных музеях мира, однако вызывают неутихающий интерес и по сей день. Творчество гениального автора превосходно отражает присущую эпохе Ренессанса любовь к человеческой красоте, самому бытию. Особенности творчества художника Джорджоне: даже в начале пути великого мастера проявляется ключевая особенность его манеры — поэтическое изображение многообразия сокрытых в природе, в самом человеке сил, существование которых способно раскрыться не в действиях, а в тихой одухотворенности. Художнику удавалось изображать пейзажи так, что они не только становились фоном для главных фигур, но и передавали глубину пространства, создавая незабываемое впечатление от всего полотна. В зрелых картинах автора есть чувство неявного дыхания жизни, а органичное воспроизведение натуры соединено с некоторой идеализацией, утонченной эмоциональной атмосферой, непростым, ассоциативным характером идеи и сюжета. Все это придает произведениям автора флер недосказанности. В произведениях более позднего периода сформировалась основная тема в творчестве Джорджоне — сочетание человека и натуры. Известные картины художника Джорджоне: «Святое семейство», «Испытание огнем Моисея», «Суд Соломона», «Юдифь». Таинственное творчество Джорджоне Таинственность, окружавшая как личность, так и творчество великого мастера, объясняется не только ограниченными данными об этом гениальном художнике, но и отсутствием подписанных им картин. Правда, современник живописца, Маркантонио Микиэль, все же оставил после себя детальное описание работ великого мастера, которые находились на то время в частных коллекциях. Как раз это дало возможность опознать полотна в самых разных европейских музеях. Найдена информация о 2-х официальных заказах, которые получил мастер в 1507-м году, однако фрески, сделанные по ним, не сохранились до наших дней. Работы художника обогатили искусство Венеции актуальным прочтением особенностей композиции, колористики, фактуры, к тому же несколько разнообразили выбор сюжетов; произведения Джорджоне послужили образцом для наиболее известного из его последователей – Тициана, которого в дальнейшем считали одним из самых талантливых художников Италии. В очень юном возрасте Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в 16 лет художник Джорджоне работал и учился у знаменитого мастера Джованни Беллини. Как раз в Венеции в его творчестве ярче всего проявились новые гуманистические идеи, в начале XVI ст. его работы обладали четко выраженным светским характером. Наследие художника имело немалое влияние на ряд итальянских живописцев, и это вызвало ряд проблем с атрибуцией картин Джорджоне. Картины Джорджоне – загадочные шедевры эпохи Ренессанса Образ Юдифи нередко служил источником вдохновения для множества живописцев этой эпохи. Она олицетворяла гражданское достоинство, доблесть, самопожертвование. Юдифь, которую создал художник Джорджоне,— это тонкий, непростой и таинственный образ. На полотне изображена героиня библейской легенды в тот самый момент, когда она, удачно выйдя из вражеского лагеря и исполнив долг, останавливается в задумчивости над грозным трофеем. Ее глаза опущены, а лицо исполнено безмятежности. Картина Джорджоне «Юдифь» — одно из величайших произведений художника. Непривычна и интересна также знаменитая алтарная композиция мастера «Мадонна Кастельфранко». Художник Джорджоне выбрал тему святой беседы (Мадонна в окружении святых говорит с ними), которая была популярна среди венецианских алтарных картин. Этот сюжет не имел непосредственного отношения к Библии, а потому предоставлял большой простор для создания полотен именно в светском духе. Святой Георгий с Франциском находятся вблизи трона, на котором восседает Мадонна с ребенком. На месте обычного для таких композиций окружения, символизирующего церковь, живописец изобразил венецианскую провинцию. Прозрачность красоты светлого пейзажа, исполненного простора и окутанного легкой дымкой, отвечает той спокойной задумчивости, в которой пребывает Мадонна со святыми. Между персонажами работ Джорджоне будто бы натянуты невидимые духовные нити, которые создают ощущение их истинного внутреннего единства, и это наполняет полотно особенной лирической атмосферой. Данный алтарный образ заказан Туцио Костанцо в память о его погибшем сыне. Он был предназначен для капеллы в соборе г. Кастельфранко. У основания престола Мадонны находится саркофаг с гербом династии Костанцо — туда и устремлен взгляд Богоматери. Св. Георгий, являющийся патроном воинов, — наилучшее изображение Маттео Костанцо, убитого на войне. «Мадонна Кастельфранко» — произведение Джорджоне, созданное для церкви, однако мастер имел свободу творчества касательно сущности самого образа. Эта работа наполнена светской атмосферой, верно ее сравнение со своеобразной надгробной элегией. Однако автор не просто переосмыслил обычную литургическую композицию, а пошел дальше, отказавшись в числе первых среди живописцев Европы от традиционных тем. Нестандартные подходы и спокойное созерцание И вправду, картины Джорджоне зачастую существенно отличаются от остальных полотен эпохи Ренессанса. Обычно сюжеты были взяты из неизвестных источников, а смысл их до сей поры неясен. Неспроста данные картины вызывают так много споров и в наше время — их интерпретации был посвящен ряд исследований. В особенности сложно поддаются толкованию картины великого Джорджоне «Три философа» и «Гроза». Первая из них выполнена для патриция Таддео Контарини, чтобы украсить его дом, вторая — для еще одного представителя знати, Габриеле Вендрамина. Художник создал необычные для своей эпохи картины в небольшом формате. Они являются созерцательными по своему смыслу, способными удовлетворить самых взыскательных частных заказчиков, будучи к тому же рассчитаны на тонкое общение зрителя и самого произведения. Заказчики и ценители картин Джорджоне – это представители самых интеллигентных кругов общества Венеции, которые приобщились к идеям гуманизма и получили превосходное образование. https://artchive.ru/artists/1005~Dzhordzhone