Марсель Дюшан

Марсель Дюшан (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887; Бленвиль-Кревон, Франция – 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен, Франция) – французско-американский художник, один из ярчайших представителей дадаизма и сюрреализма. Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны. Именно в Штатах он и создал свой первый реди-мейд. Он был увлеченным шахматистом и неоднократно полностью прекращал заниматься искусством, чтобы посвящать себя шахматам. Несмотря на то, что его работы можно пересчитать по пальцам, Дюшан считается одним из самых влиятельных художников ХХ века. Особенности творчества художника Марселя Дюшана: в ранние годы он занимался традиционной живописью, однако в современных стилях. Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм. Однако вскоре после переезда в США он представил публике работу, которая изменила ход истории искусства – фарфоровый писсуар, подписанный именем несуществующего человека. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства. Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками (Большое стекло)», «L.H.O.O.Q». Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство. Это были шахматы. Он мог на долгие годы забросить творческую работу, проводя все свободное время за шахматной доской, а потом вдруг появлялся с очередны шокирующим произведением. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени. Математический склад ума и удивительное везение позволяли художнику совершать редкие, но точно выверенные ходы, чтобы оставаться на слуху и при этом жить в свое удовольствие. Дюшан очень мало зарабатывал с помощью собственных работ, по большей части живя за счет щедрых меценатов. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью. Вся его жизнь была похожа на одну большую шахматную партию, которую он провел с блеском и, конечно, одержал победу. Семейные традиции У Марселя Дюшана было не слишком много шансов пойти в жизни по какому-то другому пути. Его дед по материнской линии был художником и гравером, многочисленные работы которого окружали Марселя буквально с рождения. Мать мальчика была художницей-любительницей, изображавшей по большей части сельские пейзажи. Старшие братья Дюшана Жак и Реймон и младшая сестра Сюзанна тоже избрали творческую стезю, и Марселю не оставалось ничего другого, кроме как последовать семейной традиции. Интересно, что уже в раннем возрасте у мальчика помимо художественного обнаружился еще и недюжинный математический талант, он даже завоевал несколько призов в обеих этих областях. Однако Марсель сделал первый в своей жизни неожиданный ход, решив ничего не выбирать. Он продолжал заниматься живописью, а математический дар трансформировал в любовь к шахматам. Первый преподаватель живописи старался оградить Марселя и всех своих подопечных от «тлетворного влияния» импрессионизма, пост-импрессионизма и прочих авангардных течений в живописи. Однако Дюшану удивительным образом удалось пропустить эти наставления мимо ушей. На самом деле его настоящим учителем был брат Жак Вийон, который сам находился в поисках индивидуального стиля и поддерживал подобное стремление Марселя. Уже в возрасте 14 лет Дюшан создает множество рисунков, акварелей и импрессионистских масляных полотен с пейзажами и портретами его сестры Сюзанны. В начале 1900-х Марсель вслед за старшими братьями отправляется в Париж. Но в знаменитой Академии Жюлиана он проучился всего год. Говорили, что Дюшан гораздо больше времени проводил за игрой в бильярд, чем за учебой. После этого он начинает зарабатывать на жизнь в качестве карикатуриста. Большинство его тогдашних работ были построены не только на визуальных шутках, но и на игре слов. Этот прием Дюшан будет использовать и в будущем, когда начнет создавать реди-мейды. Париж начала ХХ века был для Дюшана идеальным местом. Художественная жизнь здесь ни на секунду не замирала на месте, она едва ли не каждый день рождала что-то новое. Новое поколение художников постоянно проверяло на прочность границы искусства, трансформируя его в неизвестные прежде формы. Здесь Марсель познакомился с кубистами и будущими дадаистами, завел дружбу с поэтом и арт-критиком Гийомом Аполлинером (который жестоко разгромил ранние работы Дюшана, назвав их «уродливыми обнаженными») и авангардным художником Франсисом Пикабиа. Границы дозволенного Настоящим художественным прорывом Марселя Дюшана и одновременно кульминацией его карьеры в качестве живописца стало весьма спорное полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912). Оказалось, что картина может быть слишком авангардной даже для кубистов. Дюшан собирался впервые представить полотно на кубистическом Салоне Независимых в 1912 году. Однако организаторы Салона попросили старших братьев художника убедить его либо переименовать картину, либо совсем убрать ее с выставки. Узнав об этом, Дюшан снял «Обнаженную» со стены и увез домой на такси. С этого момента он будет задавать обществу два основных вопроса (в том числе и с помощью своих работ): что считается приемлемым в искусстве и у кого есть право это решать? Тогда же, по его словам, он решил больше не примыкать ни к одному из художественных движений. С началом Первой мировой войны Дюшану становилось все неуютнее в Париже, и он обратил свой взгляд через океан. Несколько его работ на тот момент уже были куплены коллекционерами из США, и когда в 1915 году художник приехал в Нью-Йорк, он с удивлением обнаружил, что весьма знаменит в Штатах. Но настоящий успех обрушился на него в 1917 году, когда свет увидел его первый реди-мейд. Керамический писсуар, перевернутый под необычным углом, названный «Фонтаном» и подписанный псевдонимом R.Mutt, стал предметом множества споров, жестокой критики и домыслов. Однако Дюшану удалось доказать, что совершенно любой предмет можно вписать в историю искусства, что ему совершенно необязательно отвечать каким-то особым канонам, чтобы отображать видение художника и влиять на зрителя. Сейчас «Фонтан» считается одним из самых влиятельных произведений искусства в мире. После окончания войны Дюшан все последующие годы будет периодически жить то в Нью-Йорке, то в Париже. Согласно одной из легенд, во время Второй мировой он даже притворялся торговцем сыром, чтобы беспрепятственно вывозить творческие материалы из оккупированной Франции, и ни разу не вызвал подозрений. Марсель Дюшан никогда особенно не стремился оставаться на слуху у публики и арт-критиков. Он вполне мог позволить себе на несколько лет вообще исчезнуть с художественной сцены и посвящать все свободное время игре в шахматы. А иногда он мог долгие годы скрупулезно трудиться над одним-единственным произведением. Монументальную работу с затейливым названием «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах (Большое стекло)» Дюшан создавал с 1915 по 1923 год. Кроме прочего, она включала в себя трехмерные репродукции ранних картин художника «Невеста» (1912) и «Мельница для шоколада» (1914), зафиксированные между двумя огромными кусками стекла. После первой же выставки во время транспортировки одно из стекол треснуло, но Дюшан не стал его заменять, сделав эти трещины частью произведения искусства. Последние 25 лет жизни Дюшан провел вдали от мира искусства. По крайней мере, ему удалось всех в этом убедить. На самом же деле между 1946-м и 1966-м годами он тайно трудился над еще одной масштабной работой, которую, согласно его воле, показали публике лишь после смерти художника. Произведение под названием «Данное» представлено в Музее искусств Филадельфии, оно никогда не покидало и не покинет его стен. Дело в том, что «Данное» - это массивная дверь, вмурованная в стену, за которой скрывается диорама с обнаженной женщиной, лежащей на траве, керосиновой лампой и водопадом (1, 2). Увидеть работу может лишь один зритель за раз, но для этого ему придется поставить себя в весьма неудобное положение вуайериста, подглядывающего в замочную скважину. Логично, что при жизни Дюшан никак не комментировал эту секретную работу. Можно сказать, что она стала его последней шуткой, последней загадкой, точный ответ на которую никогда не будет найден. Двойная игра Личная жизнь Марселя Дюшана всегда была тайной за семью печатями. Он вообще крайне редко общался с журналистами, и даже когда снисходил до интервью, мог бесконечно долго разговаривать об искусстве и шахматах, но категорически отказывался говорить о себе лично. Долгое время было известно лишь то, что художник был женат дважды. Но в один прекрасный день его первая супруга Лидия Саразен-Левассор выпустила мемуары, в которых поведала все подробности их недолгой совместной жизни. Когда они познакомились, Лидии едва исполнилось 24, а Марселю вскоре должно было стукнуть 40. Их знакомство устроили близкий друг Дюшана Франсис Пикабиа и его тогдашняя возлюбленная, довольно влиятельная фигура в движении дадаистов Жермен Эверлинг. Лидию, весьма далекую от мира искусства, заинтриговало то, что немолодой мужчина, желающий остепениться и завести семью, не может найти жену самостоятельно и прибегает к помощи друзей. Роман развивался стремительно. Лидия и Марсель познакомились в марте 1927-го, а уже в начале июня поженились. Вскоре после свадьбы Дюшан снял квартиру, которая, как предполагалось, должна была стать их семейным гнездышком, однако буквально на следующий день после переезда оказалось, что художник настроен на гостевой брак. Он предпочитал проводить время в своей студии и за игрой в шахматы с друзьями, лишь изредка навещая жену. Он постоянно говорил Лидии, что семейные узы – это фикция и «пережиток Средневековья». Романтической любви, по его словам, тоже не существовало, а секс имел не больше важности, чем ужин на двоих. Дюшан заявлял, что был бы совсем не против, если бы она завела себе любовника, потому что «немного опыта ей бы не помешало». Этот странный брак продлился всего лишь полгода. И уже тогда злые языки утверждали, что Марсель женился на Лидии по чистому расчету, поскольку она была дочерью крупного автомобильного магната. Кстати, существует легенда, согласно которой Лидия так сильно ревновала художника к игре в шахматы, что однажды приклеила все его шахматные фигуры к доске. Вторая супруга Дюшана, Алексина (Тини) Саттлер, мемуаров не писала, поэтому об их совместной жизни неизвестно практически ничего. Ее первым мужем был арт-дилер Пьер Матисс, младший сын художника Анри Матисса. С Дюшаном Алексина познакомилась в Нью-Йорке, они поженились в январе 1954 года и были вместе до самой смерти художника. Супруги вместе курсировали между Нью-Йорком и Парижем, иногда проводя лето в Испании. А кроме любви к искусству их объединяло еще и страстное увлечение шахматами. Автор: Евгения Сидельникова https://artchive.ru/marcelduchamp

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.