Франсуа Буше (фр. François Boucher; 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770, Париж) - французский художник эпохи рококо. Особенности творчества художника Франсуа Буше: многранность - писал аллегории, мифологические и жанровые сцены, знаменит своими пасторальными пейзажами и портретами мадам де Помпадур. Он работал в декоративно-прикладном жанре: разрабатывал декорации для спектаклей, эскизы для шпалер, расписывал фарфор. Чувственность, жизнерадостность, легкость и даже легкомысленность, изящный колорит (в основе которого - светлые оттенки розового и синего), округлость и асимметричность линий, смелые композиционные решения и динамичный мазок наполняют движением даже самые спокойные, безмятежные картины Франсуа Буше. Самые известные картины в творчестве Франсуа Буше: "Купание Дианы", "Портрет мадам де Помпадур", "Геркулес и Омфала". «И снова мсье Буше всех надул! Он взял древние мифы только для того, чтобы в который раз просто раздеть их героинь!..» Под конец жизни Франсуа Буше критика стала к нему особенно безжалостна. Не прощалось ничего. То, что много лет считалось прелестным, объявлялось отвратительно-жеманным. Очаровательное – манерным. Пикантное – грязно-распутным. Его творчество уличали в развращённости. Обвиняли в отсутствии больших идей и минимального вкуса. К тому же знаменитый колорит, его так называемая «жемчужная гармония», стал примитивнее и грубее, поскольку живописец постепенно терял зрение, и Дени Дидро злословил: этак наш Буше докатится до раскрасок! Буше был гораздо более значительным и талантливым мастером, чем его считали горластые критики эпохи Просвещения, бывшие одновременно и идеологами буржуазной революции. Но здесь нужно смотреть шире. Клеймя конкретного Буше, они обличали весь предыдущий французский «паразитический» общественный уклад, певцом которого он слыл. И не вина художника (кстати, большого труженика, оставившего около тысячи картин и десяти тысяч рисунков), что «отречёмся от старого мира» в какой-то момент приняло форму «отречёмся от творчества Буше». Он был выходцем из совсем не знатной семьи, хотя впоследствии ему придётся работать для короля Людовика XV и еще полудюжины европейских монархов. Никола Буше, его отец, зарабатывал на жизнь, как сказали бы теперь, промышленным дизайном. Пошивочные цеха и ткацкие мануфактуры заказывали ему сочинять узоры для кружев или орнаменты для тканей, но значительных доходов это не приносило. Тогда глава семейства решил начать торговать предметами искусства. Это тоже не сделало его богатым, зато он приобрёл кое-какие связи в художественной среде. Например, хорошо рисующего сына Франсуа «по знакомству» устроил к одному из лучших и опытнейших преподавателей – художнику Франсуа Лемуану. В 20 лет Буше получил главный приз Королевской академии живописи и скульптуры за не сохранившуюся картину с названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». Гран-при означало, что теперь он становится пенсионером Академии, т.е. сможет за государственный счёт поехать совершенствовать образование в Рим. Но приз он получил в 1723, а увидеть Рим смог лишь в 1728-м. Биографы не знают, по каким причинам Буше отказали в стипендии. Известно только, что средства на поездку в «вечный город» он зарабатывал напряжённым трудом художника-иллюстратора целых пять лет. В эти годы Буше в совершенстве освоил технику гравюры. Гравировать ему приходилось пейзажи основоположника стиля рококо Антуана Ватто. Тот был на поколение старше, и его влияние на становление манеры Буше оказалось решающим. К моменту поездки в Рим, куда он отправился в компании Карла Ван Лоо и его племянников Мишеля и Франсуа, Буше был уже сложившимся художником. Сам президент Академии художеств наслышан о нём и обещает Буше и обширную образовательную программу, и собственно заказы. Но планы расстраиваются: как назло, Буше заболевает лихорадкой и вынужден возвратиться из Рима в Париж. В 1734-м он выставляет в Академии полотно под названием «Ринальдо и Армида», которое ждал грандиозный успех. За него Буше получает официальный титул «живописец исторических сцен». Это означало вхождение в клуб художественной элиты: историческая (мифологическая) живопись всё еще считается высшим родом искусства. Уже в следующем году последовали первые заказы от королевского двора. Буше удостоен чести оформлять покои Людовика XV в Версале («Охота на тигра», «Охота на крокодила»). А придворные дамы буквально «разрывают Буше на части»: все хотят модный интерьер в стиле рококо! 1748-м годом датируется начало его сотрудничества с легендарной мадам де Помпадур - с нею в дальнейшем неизбежно будут ассоциировать имя Буше. Могущественная и своенравная фаворитка Людовика XV добилась для художника позволения жить в Лувре: он должен декорировать столовую в Фонтенбло и кабинет Совета. Отчасти наследуя отцовское ремесло, Буше создает рисунки для шпалер. А Помпадур добивается, чтобы его назначили директором Королевской мануфактуры гобеленов. Сюжеты основных картин в творчестве Франсуа Буше, гобеленов и шпалер – в основном пасторальные и галантные сценки. И, разумеется, Буше постоянно окружён натурщицами из числа танцовщих, актрис и дам полусвета. Помпадур тоже с удовольствием ему позирует. Портреты получаются меланхолические и слишком уж целомудренные – и для Буше, и для одиозной фаворитки. Молва приписывала художнику любвеобильность и разнообразные формы утончённого разврата, а Дидро негодовал: неужто он может создать что-то по-настоящему изящное, этот Буше, проводящий дни в «обществе женщин самого низкого пошиба»?! Но в реальности мы очень немного знаем о личной жизни Буше, а слухи не находят документальных подтверждений. Впрочем, и опровержений тоже. Художник счастливо женился, когда его карьера только начинала набирать обороты. Его супругой стала Мари-Жанна Бюзо, хорошенькая дочка известного в Париже судьи. Тесть выражал недовольство «низким» происхождением зятя, но мирился с ним, поскольку имя последнего уже было на слуху у парижской публики. Мари-Жанна была на полтора десятка лет моложе мужа. Её полудетское, кукольное личико Франсуа Буше будет дарить героиням своих картин – принцессе Армиде («Ринальдо и Армида») и разнообразным Венерам (1, 2, 3). Детей в семье Франсуа Буше родилось трое. Что интересно, все они, так или иначе, продолжили художественную династию. Старшая дочка выйдет замуж за ученика Буше, художника Жана Батиста Дезе, младшая – за другого его ученика, Пьера Антуана Бодуэна. Сын Буше Жюст Натан станет архитектором. Репутация Буше как автора эротического изрядно преувеличена. Он и вправду мастерски писал обнажённую женскую натуру. Пожалуй, более откровенно, чем другие французские художники до него. Таковы, например, портреты одалисок – светлой и тёмной – выполненные не без влияния Рубенса. Картина Франсуа Буше под названием «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» и вправду не столько мифологическая, сколько эротическая. А «Геракл и Омфала», действительно, до сих пор прошибает током животной чувственности. Но на этом эротический репертуар Буше практически исчерпывается. А ведь был еще Буше-иллюстратор и издатель (особо знамениты иллюстрации к Мольеру, рисунки к «Метаморфозам» Овидия и составленный им каталог рокайльных орнаментов). Был он и одарённым декоратором, оформлявшим лучшие образцы зодчества эпохи рококо (отель Субиз и др.). Также Буше был пейзажистом и сценографом лучших спектаклей королевского театра. Его творчество было всегда было неразрывно связано со множеством граней культурной жизни Франции. Дидро бранился, что в пейзажах Буше нет ни капли правды и ни одной реально существующей травинки. Но тут Буше оказывался заложником освоенной в Риме классической традиции. Его пейзаж и правда имеет мало общего с Францией. Это скорее классический «итальянский пейзаж» с живописными развалинами замка на горизонте и острыми горизонталями пиний. Но важно то, что на известном автопортрете сам себя Буше изобразил именно пейзажистом. Гораздо интереснее Буше как жанровый художник. Но здесь дело ограничивается всего несколькими картинами – правда, высокой пробы. Шведская королева Ловиса Ульрика заказала Буше серию «4 части дня модницы», но Буше успел написать только «Утро» («Дама, надевающая подвязку»). Хороша также жанровая сценка с названием «Завтрак» (многие видят в персонажах членов семьи Буше). Возникает вопрос, отчего Буше не развивал своё дарование именно в этом направлении. Существует мнение, что, будучи человеком честным и глубоко порядочным, Буше просто не захотел составлять конкуренцию «звезде» жанровой живописи того времени, Жану Батисту Шардену. Примерно с 1757-го слава художника меркнет. Критики изничтожают его, а публика начинает понимать, что творчество Франсуа Буше окончательно морально устарело. В 1760-х угнетенный Буше даже подумывает поехать преподавать в Россию, где императрица Екатерина привечает французских мастеров. В 1769-м он подготовил эскиз декоративного панно с названием «Пигмалион и Галатея», которое скульптор Этьен Фальконе по просьбе Буше везёт в Санкт-Петербург. Увы, поездке самого Буше не суждено было состояться: художник скончался в своих луврских апартаментах 30 мая 1770 года. Автор: Анна Вчерашняя