Василий Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва, Россия – 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция) – российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом выбрал карьеру юриста. Окончательное решение стать художником он принял после того, как на одной из выставок увидел картину Клода Моне. Учился живописи, а затем и преподавал в Мюнхене. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник». Особенности творчества художника Василия Кандинского: начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах. Известные картины художника Василия Кандинского: «Композиция V», «Композиция VIII», «Синий всадник», «Капризный», «Синее небо». Корни рода Кандинских О жизни и творчестве Василия Кандинского можно снять фильм любого жанра: в ней есть все признаки детектива, мистического триллера, мелодрамы и даже комедии. Если не знать, что речь идет об одном человеке, можно подумать, будто в биографии описывается сразу несколько персонажей: исследователь, молодой юрист и доцент, начинающий художник, первооткрыватель в искусстве, чиновник в революционной России, преподаватель в школе Баухауз, французский пенсионер. Фамилия Кандинского происходит от названия речки Конда в Тобольской губернии, где жил его прадед, который был очень колоритным человеком: грабил караваны на Великом Шелковом пути, а после того как его поймали, в ссылке организовал свое дело и стал купцом первой гильдии. На характер и мировосприятие художника повлияли разные темпераменты его родителей: мама была прибалтийской немкой, а отец - родом из Восточной Сибири, потомок того самого разбойника. С одной стороны Василий Кандинский был жгучим скифом, с другой - истинным европейцем, который поражал своими манерами окружающих. Он относился к искусству как к религии и всегда в мастерской был одет в изящный костюм с галстуком. Тяга к творчеству у Василия Кандинского проявилась очень рано. В 1871 году его семья из Москвы перебралась в Одессу, там будущий мастер получил начальное образование. Он учился в гимназии, брал частные уроки игры на виолончели и фортепьяно, занимался живописью и уже тогда педагогов удивляли смелые сочетания цветов в его рисунках, он утверждал, что каждый цвет имеет свой характер. Во время обучения в Московском университете на юриста, помимо изучения уголовного и римского права, Василий Кандинский тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Для этого отправился в экспедицию по Вологодской области, где исследовал религию зырян-язычников и записал в своем дневнике: «В этих чудесных домах я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней». Кандинский - замечательный творец легенд. Многих интересовало, почему юрист, доцент с правом преподавания вдруг резко изменил свою жизнь и уехал из России учиться живописи в Германию. У него был заготовлен ответ на этот вопрос: Василия Кандинского до глубины души поразила картина на выставке французских импрессионистов в 1895 году. Он увидел ее без подписи и не сразу понял, что на ней изображено. Она взбудоражила и возмутила его, ему даже пришлось заглянуть в каталог - Клод Моне «Стог сена» (есть две версии относительно того, что за картина это была - эта или эта). Начало творческого пути Василия Кандинского Василий Кандинский учился живописи в Мюнхене. Художник отлично вписался в творческое сообщество. Он успешно обучался в известной школе Антона Ашбе, а в 1900 году со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика». В 1902 году во время преподавания на летних курсах Мюнхенской академии Кандинский знакомится с Габриэль Мюнтер, она становится его подругой, соратницей, спутницей в путешествиях по Европе. Роман с художницей привел к разводу с первой женой Анной Чемякиной, которая вместе с ним приехала из России. Она была очень самоотверженным и преданным человеком, не винила мужа и говорила, что в отчуждении виноваты они оба. Вместе с Мюнтер Кандинский поселился в Мурнау, у подножья Альп. Работы Кандинского того периода построены на цветовых диссонансах, игра линий и пятен постепенно вытесняет образы реальной действительности. Это заметно в полотнах «Дамы в кринолинах», «Пейзаж с паровозом». После расставания с художником в 1915 году, Мюнтер на 10 лет прекратила рисовать, вела уединенный образ жизни и многое сделала для сохранения его картин в непростое военное время. Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило - важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя. Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем. Он написал теоретические труды для любопытных потомков и своих учеников «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Его желанием было не только рисовать, но и создавать новые формы искусства, которые объединяли бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру. С началом первой мировой войны ему пришлось уехать из Германии и вернуться в Россию. Он пошел по чиновничьей стезе, в то же время связанной с искусством: был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской. Тогда Кандинский мало рисовал – всего 18 работ за три революционных года. В 1916 году познакомился со своей будущей женой. Студентка Нина Андреевская позвонила ему по просьбе своих друзей, после телефонного разговора с ней он понял, что влюбился. В тот же день была нарисована акварель «Незнакомому голосу». На момент знакомства ей было 17 лет, ему 50. В 1917 они поженились, в том же году у них родился сын Всеволод. В 1920 случилась беда. Лодя, как ласково называли его родители, умер от гастроэнтерита. После этой трагедии тема детей для супругов была закрыта. В 1921 году Кандинский с женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию - якобы для установления культурных связей. Но на самом деле художник понимал, что не вписывался в новую постреволюционную действительность. В Германии его ждала работа в колледже Баухауз в городе Веймар. Это было уникальное учебное заведение, в нем преподавали, говоря современным языком, архитектуру и дизайн. Этот период был плодотворным для Кандинского. Он написал много замечательных картин - «Композиция номер восемь», «Вибрация» «Маленькая мечта в красном» - и оформил свою авторскую манеру в узнаваемый и неповторимый стиль. В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды - первый раз это было в России, во второй раз в Германии. Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. В работах этого периода не заметно угасания творческой энергии. Напротив, кажется Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы. «Безмолвное», «Пестрый ансамбль», «Небесно-голубое», «Конгломерат» - известные полотна этого времени. Последняя картина Кандинского «Сдержанный порыв» была нарисована в 1944 году, художник творил до июля, а в декабре умер от кровоизлияния в мозг. Автор: Александра Бережная https://artchive.ru/wassilykandinsky