Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) , известный как Сенека Младший, был римским философом, писателем и государственным деятелем, жившим в I веке нашей эры. Он родился в Кордубе (современная Испания).
Сенека был представителем стоицизма, философского учения, которое призывает к внутреннему спокойствию, мудрости и сдержанности.
Сенека происходил из сословия «всадников» (второе привилегированное сословие после сословия сенаторов), получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Затем он стал воспитателем будущего императора Нерона, который, после восшествия на трон, дал Сенеке наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти Нерона он посвятил ему трактат «О милосердии», в котором призывал Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа. По мере роста престижа и богатства Сенека вошел в конфликт со своим окружением. После пожара в 64 г. н. э. в Риме ненависть к Сенеке еще более выросла. Ему пришлось покинуть город и переехать в свое близлежащее имении. Обвиненный в подготовке заговора, он был вынужден покончить самоубийством.
Наследие Сенеки весьма обширно. За исключением «Вопросов природы», все его работы посвящены этическим проблемам. Если Старая Стоя полагала физику душой, то философия Новой Стои считала ее полностью подчиненной областью.
В воззрениях на природу Сенека в принципе придерживался учения Старой Стой. Это проявилось в материалистически ориентированном дуализме материи и формы. Разум считался активным принципом, который сообщает материи форму. При этом однозначно признавалось первичность материи. Душу (пневму) он также понимал в духе старого стоицизма, как весьма тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха.
В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, являлся сторонником античного сенсуализма. Он отмечал, что разум имеет свое начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, тем не менее, принимал некоторые элементы платоновской философии, что проявилось прежде всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как «оков» души.
Из его понятия бога как имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом), вытекает, что все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Сенека характеризовал ее как «высшее благо и наивысшую мудрость», которая реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве.
В отличие от Старой Стои Сенека почти не занимается логической проблематикой, что характерно для всего римского стоицизма. Центром и средоточием его системы являлась этика. Основа ее - принцип согласия с природой (жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены его трактаты «О краткости жизни» и «О счастливой жизни». В них проецируются как личный опыт Сенеки, так и общественные отношение тогдашнего Рима. Утрата гражданских свобод и упадок республиканских добродетелей в эпоху императорской власти привели его к значительным сомнениям относительно будущего. Сенека отвергал стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям. Однако он использовал свое общественное положение и стал одним из наиболее богатых и влиятельных людей Рима. Когда его враги указывали на этот факт, он ответил им в трактате «О счастливой жизни»: «...все философы говорят не о том, как живут сами, но о том, как должно жить. Говорю о добродетели, но не о себе и воюю против грехов, а это значит и против своих собственных: когда их одолею, буду жить как надо».
Смысл жизни Сенека видел в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. Этой проблематике он отвел весьма много места в своих трудах. В этике он продолжает линию Старой Стои, подчеркивая понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.
Наиболее достойной Сенека считал жизнь, в которой человек все усилия или подавляющую их часть посвящал собственному совершенствованию, избегая участия в общественных делах и политической деятельности. Его этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который явился реакцией на бурную политическую жизнь в Риме.
Его произведения включают "Письма Луция Аннея Сенеки к Луцилию" (Эпистулы), "Околоэтические письма" (Epistulae morales ad Lucilium), "О счастье и благоразумии" (De vita beata), "О гневе" (De Ira) и другие.