Эпиктет (50-135 годы н.э.) был древнегреческим философом стоической школы, который родился в Фракии (современная Турция) и впоследствии жил и преподавал в Риме. Его философия была направлена на духовное развитие, самоконтроль и достижение внутреннего спокойствия. Важными понятиями в учении Эпиктета были:
1. Различие между тем, что в нашем контроле, и тем, что не в нашем контроле: Эпиктет учил, что мы не можем контролировать внешние обстоятельства или действия других людей, но мы всегда можем контролировать свои реакции, мнения и поступки.
2. Аскетизм и отрешенность: Эпиктет призывал к отрешенности от материальных благ и страстей, утверждая, что истинное счастье можно найти только через внутреннюю свободу от желаний и привязанностей.
3. Самоанализ и самопознание: Основным методом философии Эпиктета было самоанализ и самопознание. Он учил о необходимости постоянного наблюдения за собой, осознания своих мыслей и чувств, а также стремления к совершенствованию характера.
4. Этика и добродетели: Эпиктет подчеркивал важность этики и добродетелей в повседневной жизни. Он призывал к справедливости, мужеству, сдержанности и мудрости как качествам, которые помогают человеку жить согласно разуму.
В его воззрениях много от Старой Стои и от творчества Сенеки, которое повлияло на него. Он не был оригинальным мыслителем, его заслуга главным образом состоит в популяризации стоической философии.
В своих онтологических представлениях и во взглядах в области теории познания он исходил из греческого стоицизма. Ядром философии Эпиктета, явилась этика, основанная на стоическом понимании добродетели и жизни в согласии с общим характером мира.
Исследование природы (физика) важно и полезно не потому, что на его основе можно изменить природу (окружающий мир), но потому, чтобы в соответствии с природой человек мог упорядочить свою жизнь. Человек не должен желать того, чего он не может осилить. А так как изменить объективный мир, общество не в силах человека, не следует и стремиться к этому.
Эпиктет критиковал и осуждал тогдашний общественный порядок. Он делал упор на мысли о равенстве людей, осуждал рабовладение. Этим его воззрения отличались от стоического учения. Однако, центральный мотив его философии - смирение с данной реальностью - ведет к пассивности.
Действительной сущностью человека Эпиктет считал разум. Благодаря ему человек участвует в общем порядке мира. Поэтому следует печься не о благосостоянии, удобствах и вообще о телесных удовольствиях, но только о своей душе.
Подобно тому как разум властвует над человеком, так и в мире властвует мировой разум - логос (бог). Он источник и определяющий фактор развития мира. Свободу и независимость, которым он придавал большое значение, Эпиктет ограничивал лишь духовной свободой, свободой смирения с действительностью.
Этика Эпиктета в сущности является рационалистической. И хоть она выразительно отмечена субъективизмом, все же защищает (в отличие от формирующихся в то время иррационалистических течений) силу человеческого разума.
В сущности вся философия Эпиктета является выражением пассивного протеста низших общественных классов против существующих общественных порядков. Этот протест не находит реального выхода, поэтому он выливается в призыв смириться с существующим положением дел.