(1930—2004) — фр. философ, ведущий представитель постструктурализма, основоположник деконструктивизма в совр. соц.-гуманит. знании. Начальное образование получил в традиц. еврейской шк. (хедер), затем учился в Высшей нормальной шк. (Париж) и в разл. европ. унтах. Преподавал в Сорбонне (1960—64), затем — в Высшей нормальной шк. и в Высшей шк. соц. исследований. Соучредитель «Группы исследований в обл. филос. образования» и Междунар. филос. коллежа (1983). Автор 80 кн. и ок. 1000 ст. Осн. соч.: «О грамматологии» (1967), «Письмо и различие» (1967), «Голос и феномен» (1967), «Дессиминация» (1972), «Шпоры. Стиль Ницше» (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Душа. Вторжение Другого» (1987), «О духе Хайдеггера и о вопрошании» (1987), «Эссе об имени» (1993). В своих работах Д. развивает проблематику «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера и фрейдистского психоанализа, синтезируя ее с текстоцентрическими концепциями структурализма. Работам Д. присущ специфический стиль, в рамках крого науч.-филос. текст переплетается с элементами худ. и публ. (включая язык масс-медиа) с акцентированными провокационно-ироническими коннотациями. Гл. объект его филос. интереса и критики — проявления классич. метафиз. установок и интенций в текстах разл. рода — от теор. трактатов до коммерческой рекламы. Осн. идея деконструкции Д. состоит в понимании реальности как текста, к-рый представляет собой не центрированное пространство авторского дискурса, но взаимоналожение «следов» др. текстов, к-рые в свою очередь возводятся к «архитексту». Поск. это остается тайной для номинального автора, задача филос. анализа — не «собирание» смыслов текста в единое целое, а выявление и сопоставление его внутр. различий. Тем самым осн. функцией философии явл. критич. исследование европ. культуры под знаком стратегии «различения» (differance). Это позволяет выявить в доминирующем логоцентризме европ. культуры разрывы, порождаемые игрой бинарных оппозиций, воспринимаемых как иерархические (смысл/форма, существенное/случайное, серьезное/игровое, буквальное/фигуральное, наличие/отсутствие, мужское/женское и т.д.); первый чл. оппозиции выступает как первичный, второй же мыслится производным, дополняющим и осложняющим рациональность дискурса. В программной работе «О грамматологии» Д. демонстрирует возможности деконструкции оппозиции речи/письма, решающей для классич. метафизики как логоцентрического текста: деконструировать оппозицию значит обратить традиц. иерархию, показав зависимость «первого» от подавленного или вытесненного «второго». Осн. следствия такой деконструкции таковы: 1. Логоцентрический дискурс метафизики неистребим, его парадоксы воспроизводятся благодаря самой критике логоцентризма, т.к. она сама порождена логоцентристской парадигмой; 2. Маргинальные компоненты любого текста (жизни, истории, личной биографии) явл. определяющими, поск. доминантные компоненты «отталкиваются» от них (по аналогии с детерминирующей ролью бессознательного в теории Фрейда); 3. Интерпретация классич. текстов должна использовать ресурсы нетрадиц. для философии техник от риторики до радикальной иронии; 4. Значение явл. не источником функционирования и структуры языка, а их результатом; след-но оно никогда не м.б. установлено или восстановлено с полной определенностью; 5. Осн. понятия классич. философии явл. сложными и противоречивыми продуктами плюрального мышления, к-рое никогда не застывает в строго очерченных границах (напр., между наукой и философией, между философией и худ. лит-рой, между общезначимым и личностным). Влияние работ и идей Д. сказывается практически во всех обл. совр. культуры от теор. манифестов феминизма до худ. критики и кинематографа. Соч.: Жак Деррида в Москве. М., 1993; Вокруг Вавилонских башен // Комментарии. 1997. № 11; О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. М.; Минск, 1998; Эссе об имени. СПб., 1998; Che cos’? la poesia // Логос. 1999. № 6; Голос и феномен. СПб., 1999; О грамматологии. М., 2000; Письмо и различие. М., 2000; Глобализация. Мир. Космополитизм // Космополис. 2004. № 2(8); Маркс и сыновья. М., 2006; Дессиминация. Екатеринбург, 2007; Позиции. М., 2007; Лит.: Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996; Ольшанский Д.А. Протез языка у Жака Деррида // Критическая масса. 2005. № 3—4. URL: http://www.derrida.ru Е.В.Гутов