Велимир Хлебников о Татлине Татлин, тайновидец лопастей И винта певец суровый, Из отряда солнцеловов. Паутинный дол снастей Он железною подковой Рукой мертвой завязал. В тайновиденье щипцы. Смотрят, что он показал, Онемевшие слепцы. Так неслыханны и вещи Жестяные кистью вещи. (Конец мая 1916) Татлин Владимир Евграфович (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, Москва) – русский живописец, график, дизайнер, театральный художник, автор утопических архитектурных проектов, новатор русского авангарда, конструктивист. Особенности творчества художника Владимира Татлина: Татлин был одним из пионеров русского авангарда, ставя во главу угла материал, объем и конструкцию художественного произведения. Он остался в истории как создатель «Памятника III Интернационалу», внутри несущей конструкции которого должны были разместиться вращающиеся функциональные помещения из стекла и металла: куб, цилиндр, пирамида и полусфера. Ажурная конструкция «Башни Татлина» стала визитной карточкой конструктивизма, одним из важных символов нового русского искусства. Она произвела фурор на Всемирной выставке искусства в Париже (1925), однако проект 400-метрового здания так и не был реализован. Известные работы художника Владимира Татлина: «Башня Татлина», или «Памятник III Интернационалу», «Матрос. Автопортрет», макет летательного аппарата «Леталин». Отец художника, потомственный дворянин Евграф Никифорович Татлин, был инженером-железнодорожником. Мать, поэтесса Надежда Николаевна Барт, рано ушла из жизни – мальчику было всего 11 лет. Семья переехала в Харьков, отец вскоре женился второй раз. Владимир поступил в Харьковское реальное училище, где его учителем рисования был художник-академист Дмитрий Бесперчий. Через три года мальчик из-за постоянных конфликтов с мачехой сбежал из дома и отправился «на юга», в Одессу. Он стал юнгой, несколько лет провел в море, но любовь к рисованию победила: в 1902 году Татлин приехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Надолго его не хватило: юношу отчислили «за неуспеваемость и «неодобрительное поведение». Тогда Татлин предпринял еще одну попытку связать жизнь и судьбу с морем – поступил в Одесское училище торгового мореплавания. И опять желание стать художником одержало верх: в 1905 году Татлин уехал в Пензу и поступил в Художественное училище, где отучился пять лет. Его преподавателями были Александр Вахрамеев и любимый Татлиным Алексей Афанасьев. Татлин начал выставляться с 1909 года, участвовал в салонах московского журнала «Золотое руно». В 1910 году он получил диплом рисовальщика, и в том же году встретился с Михаилом Ларионовым, который познакомил Татлина с авангардными течениями. Вскоре творческие взгляды художников разошлись, однако оба остались в русле «нового искусства». Татлин много выставлялся, увлекся театральными постановками – в частности, создал эскизы костюмов и декораций к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». В 1912 году художник принял участие в 3-й выставке «Союза молодёжи» в Петербурге, в Москве – в экспозициях «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». В 1914 году Татлин как музыкант-бандурист принял участие в русской выставке кустарных изделий в Берлине, после съездил в Париж, где побывал в мастерской Пабло Пикассо. Год спустя он выставил на Последней футуристической выставке «0,10» свое детище – так называемые «материальные подборы», которые позже назвал «контррельефы» - пространственные конструкции, созданные из различных материалов. Развивая новое направление, Татлин ввел собственные термины описывающие его работы - «натяжённость» и «напряжённость» конструкции, требовал от зрителя «поставить глаз под контроль осязания». В 1916 году художник познакомился с Велимиром Хлебниковым, который посвятил ему стихотворение «Татлин тайновидец лопастей», дружил с братьями Бурлюками и Владимиром Маяковским. Революцию Владимир Татлин принял в полной мере. Он возглавил Московскую художественную коллегию Отдела Изо НКП, работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, позже руководил художественными мастерскими в ГСХМ, создал ряд работ, которые приобрели Третьяковская галерея и Русский музей. Переехав в 1919 году в Петроград, Татлин возглавил мастерскую материала, объёма и конструкции в Петроградских ГСХУМ. В то же время он начал реализовывать свой знаменитый проект – «Памятник III Интернационала». Инновационная модель, решенная в духе конструктивизма, была представлена публике в конце 1920 года. Невиданная конструкция была воспринята неоднозначно. Проект остался нереализованным, равно как и летательный аппарат, спроектированный Татлиным в 1929–1932 годах. В 1925 году Владимиру Татлину присваивают звание профессора, художник преподает в Киевском художественном институте, в 1927—1930 годах - во ВХУТЕМАСе, получает звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. «Вещь должна быть прочной, полезной и красивой» - провозглашает Татлин; он разрабатывает модель пальто для треста «Ленинградодежда», создает знаменитый «стул Татлина», который вошел во все учебники по дизайну мебели. В 1933 году Татлин встретил молодую талантливую художницу Александру Николаевну Корсакову-Рудович (1909 – 1990), которая стала его официальной женой. После провала проекта «Летатлин» художник, разочарованный в предметном искусстве, вернулся к живописи, последующее десятилетие посвятил сценографии и книжной иллюстрации. Театр Татлин любил так же страстно, как и море. Еще в 1923 году он поставил спектакль «Зангези» по произведению Велимира Хлебникова, в котором выступил также сценографом и чтецом. В годы войны Татлин жил в Москве, оформлял спектакли, на его счету более 25 постановок. В послевоенные годы художника критиковали за формализм. В 1950-е годы Владимир Евграфович работал в мастерской, занимающейся декорированием здания МГУ и изготовлением наглядных пособий. Художника не стало в 1953 году.