ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Βασίλεος ό Μέγας) (ок. 329, Кесария Каппадокийская — 1 января 379, там же) — греческий церковный деятель, писатель и богослов, глава каппадокийского кружка, один из трех (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) святителей православной церкви. Родился в благочестивой христианской семье. Учился сначала в Кесарии, в Константинополе, затем изучал философию в Афинах. По возвращении (ок. 356) после краткого периода занятий риторикой был крещен и решил посвятить себя подвижничеству. С несколькими друзьями основал монашескую общину недалеко от Неокесарии на Понте. Для изучения монашеской жизни предпринял поездку по Сирии, Палестине, Египту и Месопотамии. По возвращении вместе с Григорием Богословом составил “Филокалию” — антологию сочинений Оригена—и монашеские “Правила”. В 364 принял священнический сан, а в 370 стал епископом Кесарии Каппадокийской, что одновременно давало ему сан митрополита Каппадокии и экзарха Понта. Отличался широтой своей пастырской и благотворительной деятельности, но особенно важной была его борьба против арианства, поддерживаемого императором Валентом и официальными кругами Константинополя. Его церковная и богословская стратегия—это стремление объединить против арианства, с одной стороны, полуариан, с другой—сторонников староникейской партии с помощью примиряющего определения Божественного триединства: “три ипостаси в одной сущности”. Первым разграничил термины “сущность” и “ипостась”, прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин “ипостась” он использовал для обозначения троичности лиц, а термин “сущность” —для обозначения Божественного единства. Тем самым он избежал двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их.
Богословская и литературная деятельность Василия Великого определялась во многом его практическими интересами как пастыря и церковного руководителя. В его космологии прослеживается влияние платонической традиции (комментария Посидония на платоновский “Тимей”), в тринитарном богословии он использует средства аристотелевской логики, наконец, его описание действий Святого Духа тесно связано с представлениями Плотина о мировой душе.
Полемический трактат “Против Евномия” направлен против крайних ариан (аномеев) и защищает божественность и единосущность Сына Отцу. Если Евномий считал, что сущность Бога можно познать через понятие его нерожденности (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына, Бог не имеет начала и источника своего существования), то Василий подчеркивает, чтоБога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается трансцендентной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом.
Наряду с Афанасием Александрийским Василий .Великий положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. В обширном догматическом послании “О Святом Духе” он утверждает божественность Святого Духа, не употребляя, однако, слов “единосущный Отцу” и “Бог”, чтобы избежать жесткой реакции со стороны ариан.
Монашеские “Правила”, дошедшие до нас в двух редакциях — краткой и пространной, и другие аскетические сочинения Василия Великого аккумулируют опыт, приобретенный им во время жизни в общине, в поездках по центрам восточного монашества и во время наблюдения за монастырями Каппадокии. Он предпочитает общежительную форму монашества, поскольку только в киновии может быть осуществлена заповедь братской любви. “Правила” оказали решающее влияние на развитие и организацию восточного монашества, а на Западе были восприняты через Бенедикта Нурсийского, использовавшего их в своем “Уставе”.
Сохранившиеся гомилии и речи Василия посвящены, гл. о-, этическим и социальным вопросам. Выдающееся среди них место занимают девять великопостных гомилии на Шестоднев (рассказ о шести днях творения по книге Бытия), в которых строго креационистское понимание космогонии сочетается с популярными космологическими и естественно-научными представлениями античности.
Особняком в его наследии стоит послание “К юношам” о пользе чтения языческой литературы: хотя греческая классическая литература и уступает Писанию, однако она полезна в воспитании, и следует отбирать из нее все то, чтоэтому способствует; представление это значительно повлияло на позицию Церкви по отношению к античному культурному наследию.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.