Уильям Холман Хант (2 апреля 1827 – 7 сентября 1910, Лондон) - английский живописец, один из троих первых основателей Братства прерафаэлитов. Особенности творчества художника Уильяма Холмана Ханта: Как и все прерафаэлиты, Хант тяготел к высокой детализации своих работ, старался максимально приблизить пейзаж к естественной, природной среде. Символизм всегда был свойственен произведениям Ханта; доходило до того, что его друзьям приходилось обращаться к публике через прессу, дабы объяснить, что именно символизирует тот или иной предмет на его картинах. Художник предпочитал работать на холсте, грунтованном темперой, соболиными кистями, домешивая лак в масляные краски, что делало цвета его картин сочными и яркими, а поверхность похожей на стекло. Как и его друзья-прерафаэлиты, Хант часто проектировал рамы для своих картин, которые украшал сообразно смыслу произведения, продолжая и дополняя его. Многие картины художника на темы библейских притч отражали приверженность христианству и его ценностям, сочетая пристальное внимание к христианскому писанию с современной иконографией. Известные картины художника: "Свет мира", "Наемный пастух", "Проснувшаяся стыдливость", "Британское семейство, защищающее христианского миссионера от друидов", "Козел отпущения". Уильям Холман Хант вырос в скромной рабочей семье и стал третьим из семи детей. Его отец, работавший кладовщиком, был человек набожный, все дети с юных лет приобщались к чтению Библии и регулярно посещали церковь. Как и было заведено в викторианское время, уже в 12 лет Уильям начал работать – отец не поощрял его увлечения рисованием. Много лет спустя Хант тепло вспоминал своих родственников, живших в деревне, где будущий художник проводил лето и рисовал бытовые сценки из жизни крестьян. Здесь он учился работать с натурой, здесь получил первые знания о природе и живых созданиях, ее населяющих. В 16 лет Хант оставил работу клерка и стал копировать работы известных мастеров, а также писать заказные портреты. К тому времени родители согласились с тем, что у юноши имеется талант, достойный профильного образования, и, после нескольких попыток, в 1844 году Хант поступил в художественную школу при Королевской академии. Его преподавателем стал основатель и первый президент Королевской академии, знаменитый художник-портретист Джошуа Рейнольдс. Юноша учился прилежно, и всего через год представил свои работы на выставку в Королевском Манчестерском Институте. Год спустя его картины увидели в Королевской Академии и Британском Институте. В Академии Хант познакомился с Джоном Эвереттом Милле и - чуть позже – с художником и поэтом Данте Габриэлем Россетти. Молодых людей объединило разочарование в незыблемых методах и канонах художественного образования. Они с упоением читали Джона Рёскина, восторгались его идеями высокого служения искусству, близости художника к природе и верности готической эстетике. Рескин, автор многих книг, в том числе «Современные художники» (1843), был известным теоретиком искусства, полемистом, моралистом и художником, который наиболее известен тем, что отстаивал семь «истин естественной формы» (тон, цвет, пространство, небо, земля, вода и растительность), приводя в пример экспрессивные пейзажи Уильяма Тёрнера. Однако отправной точкой личной философии искусства для Ханта стали не картины Тёрнера, но поэзия Джона Китса, о чем он много лет спустя поведал в письме к Рескину. В 1848 году трое друзей образовали тайное общество, которое назвали «Братство прерафаэлитов». Произошло это в скромном таунхаусе Милле на Гауэр-стрит в Блумсбери. Художники протестовали против академизма и тривиальности жанровой живописи, чрезвычайно популярной в викторианскую эпоху. Они считали, что классические позы и изящные композиции, присущие, в частности, Рафаэлю, оказали разрушительное влияние на академическое преподавание искусства - отсюда и возникло, собственно, название Братства - «прерафаэлиты». Братство стремилось к яркому и динамичному стилю в искусстве, к точной детализации и натуралистичному изображению действительности. Цели Братства прерафаэлитов сформулировал Россетти: 1) иметь подлинные идеи для выражения; 2) внимательно изучать природу, чтобы знать, как их выразить; 3) сопереживать тому, что является прямым, серьезным и сердечным в предшествующем искусстве, за исключением того, что является обычным и усвоено наизусть; 4) и, что самое важное, создавать качественные картины и статуи». Знаменитая аббревиатура P. R. B. (от английского Pre-Raphaelite Brotherhood) впервые появилась на картине Россетти «Юность Девы Марии», которую в 1848 году ему помог завершить Хант. Братство прерафаэлитов просуществовало всего около пяти лет. К трем друзьям примкнули Уильям Майкл Россетти, Джеймс Коллинсон, Фредерик Джордж Стивенс и Томас Вулнер – так образовалась сакральная «семерка» братьев. Принципы Братства разделяли другие художники, в том числе Форд Мэдокс Браун, Артур Хьюз, Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс, Мари Спартали Стиллман. Из трех основателей именно Хант оставался наиболее преданным идеалам Братства, в то время как Милле впоследствии принял президентство в Королевской академии, а «аморальный» Россетти использовал свое искусство для исследования красоты женских форм. В 1950 году Хант продал картину «Обращенная британская семья, укрывающая христианского миссионера от преследования друидов» некоему Томасу Комбу, который стал не только близким другом, но и, по сути, бизнес-консультантом и покровителем Ханта. Два года спустя Комб продал «Охотящуюся овчарку» Ханта Художественным галереям города Манчестера. В том же 1852 году Хант подал заявку на ассоциированное членство в Королевской Академии, но ему было отказано. Расстроенный, он никогда не повторял этой попытки и даже всерьез подумывал об эмиграции. Но все-таки Хант оказался достаточно силен в своих убеждениях и продолжал работать в том стиле, который ему нравился. В 1853 году, когда Хант и Милле отдыхали на ферме в Суррее, Уильям создал свой первый шедевр на библейскую тему – «Свет мира». Удивительно, но зрители не сразу смогли понять значение этой работы, и тогда Джон Рескин помог другу, написав письмо в «Таймс» с подробным разъяснением символики произведения. Благодаря большой поддержке Рескина в прессе, которую он оказывал не только Ханту, но и его друзьям, произведения прерафаэлитов стали известными среди публики, их полюбили, их картины вошли в моду и стали покупаться с большой охотой. Средства, вырученные за картины, позволили Ханту совершить путешествие в Египет и Палестину. На прощанье Милле подарил своему другу кольцо, которое Хант носил до конца своих дней как символ преданной мужской дружбы. За два года Хант увидел все главные достопримечательности, посетил Иерусалим, Назарет, Бейрут и Каир – хотя, по его мнению, в пирамидах и Сфинксе самым значительным было то, что «их видели Моисей и Иисус». Он много работал, совершал многодневные переходы, чтобы подыскать натуру для своих картин – так была написан его «Козел отпущения», для которого нашелся подходящий пейзаж в 60 милях от Иерусалима. В феврале 1856 года Хант вернулся домой, в Англию, загоревший, с пышной бородой, которую он считал «чем-то пророческим», и надеждой на скорую женитьбу. Еще до отъезда в Палестину он как-то встретил за стойкой бара очаровательную Энни Миллер, и предложил ей позировать для своих картин, а вскоре сделал предложение руки и сердца. Собираясь в дорогу, Хант принял меры, чтобы его невеста получила достойное образование, а также составил список художников, для которых Энни могла бы позировать. Однако, вопреки желаниям жениха, во время его отсутствия она стала моделью Джорджа Прайса Бойса, а также Россетти, которых в списке Ханта не было. Связь Энни с Россетти вызвала враждебность между двумя художниками, а в 1859 году Хант окончательно расторг помолвку. К тому времени первоначальное Братство прерафаэлитов уже распалось, а вокруг Россетти собралось новое общество художников, которое продолжило дело семерых Братьев. В 1865 году Хант женился на Фанни Во, одной из восьми дочерей Джорджа Во, придворного фармацевта Королевы Виктории. На момент бракосочетания невесте было 32 года, жениху 38. Вскоре пара отправилась в тур по Ближнему Востоку; Фанни была на седьмом месяце беременности. Ханты были вынуждены задержаться в Италии, поскольку порты были закрыты из-за эпидемии холеры, бушевавшей в Александрии. Увы, их семейное счастье оказалось недолгим — ослабленная путешествием, Фанни заболела лихорадкой и умерла через два месяца после родов. Похоронив жену, Хант увез малыша Сирила Бенони в Англию, где передал его на попечение сестры жены — юной Эдит Во. Год спустя он продолжил прерванное путешествие в Святую Землю и прожил там пять лет, и даже построил в Иерусалиме собственный дом на улице Пророков, 64. Местные пейзажи оказывали на Ханта неизгладимое впечатление. Художник считал, что только здесь он может достичь той точности, которую он искал для своих живописных версий библейских притч. Он неустанно трудился над эскизами и набросками для картины «Тень смерти», зарисовывая ландшафты Назарета. В 1870 году Хант перестал выставлять свои работы в Королевской Академии на регулярной основе. На последней выставке в Академии он представил портрет своего покровителя Томаса Фэрбэрна; было это в 1874 году. После этого художник выставлял картины в Гросвенорской Галерее и Новой Галерее. Хант активно участвовал в жизни искусства: критиковал Королевскую академию за ее убогую выставочную практику, вместе с Фордом Мэдоксом Брауном основал Общество экспонирования искусств и ремесел, целью которого было проведение выставок живописи наряду с декоративным искусством, включая витражи и мебель. В 1875 году Хант сочетался браком с младшей сестрой своей первой жены, Эдит Во. Поскольку английские законы того времени запрещали вдовцу жениться на сестре покойной жены, церемонию провели в Невшателе, Швейцария. Грандиознейший скандал с семейством Во осложнился конфликтом с другими членами семьи самого Ханта, и особенно с его бывшим коллегой по Братству, свояком и скульптором Томасом Вулнером. Пройдя через семейные бури, Хант и Эдит отправились в Иерусалим. Здесь Хант начал работу над картиной «Триумф невинных». Здесь в 1876 году родилась их дочь Глэдис, а три года спустя в семье Хант появился сын Хилари Люшингтон. Хант поощрял увлечение своей жены рисованием и литературой. В 1881 году вышла книга Эдит Хант «Дитя в Иерусалиме: зарисовки из современной жизни в Сирии». Первая ретроспектива произведений Ханта состоялась в Лондоне в 1886 году и была дополнена сборником статей о Братстве прерафаэлитов в «Современном обозрении» . Хотя творческие амбиции художника сильно пострадали из-за ухудшения зрения и астмы, Ближний Восток по-прежнему манил, и в 1892 году он отправился в свое последнее путешествие. Последнюю работу - версию «Волшебница Шалотт» - ему помогал доделывать Эдвард Хьюз. В 1905 году Ханта наградили орденом «За заслуги» и почетной докторской степенью по гражданскому праву Оксфордского университета. В 1905-06 годах Хант опубликовал свои мемуары. Год спустя группа меценатов приобрела его картину «Корабль» для галереи Тейт - в знак уважения и в ознаменование восьмидесятилетия художника. Умер Хант 7 сентября 1910 года и был похоронен в соборе св. Павла в Лондоне. https://artchive.ru/williamholmanhunt