Джон Констебл

Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия – 31 марта 1837 года, Лондон) – крупный британский пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно – родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла). Особенности творчества Джона Констебла. В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов. Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь. Кроме того, он – единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре. В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба. Его картины – это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований. Известные картины Джона Констебла. «Телега для сена», «Уивенхо-Парк, Эссекс», «Вид на собор Солсбери с луга», «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», «Белая лошадь» Мельник из провинции «Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», – признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому. Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк. «Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка – как я люблю все это», – писал он. Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным. А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте – в 23 года. А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам. В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала. Немодная повседневность В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук. Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других… Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины». В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии. В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках (1, 2, 3). Но его обычные сюжеты – сцены повседневной жизни – были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины. А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах. Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух. Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи». Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы (1, 2, 3). От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику (1, 2, 3), но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать». Всепобеждающая любовь Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее. Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки. И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице. Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру. Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния. Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём. Французский триумф В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст – «Белую лошадь». С него началась серия масштабных картин – «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра). В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» – ныне культовую для британцев. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными. А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом. Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе». При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции – свыше двадцати всего за несколько лет. Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым – за границей», – пояснил он. Ушедший Ангел В январе 1828 года – вскоре после рождения седьмого ребёнка – в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой. Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела – Бог знает, как будут расти мои дети… Для меня лицо Мира полностью изменилось». С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней. Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед – пригород Лондона. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления (1, 2, 3, 4). Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов. К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма. Отчуждение и депрессия В поздний период Констебл перестал писать определённые места – частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье. Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок. Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями. Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно – в 1829 году в возрасте 52-х лет – во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии. Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов. Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса. А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе. Тем не менее, Констебл продолжал работать. После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин (1, 2, 3). Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков. Предприятие потерпело финансовый крах. Ода прошлому В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину – «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф – символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла. Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде. В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына – Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации. Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже. В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца – Ричарда Голдинга Констебла. Наследие Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга. К началу XX века творчество Констебла было переоценено. В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом. В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов. Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла. Автор: Влад Маслов https://artchive.ru/johnconstable

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.