Никола Пуссен

Никола Пуссен (1594 г., Лез-Адели, Нормандия — 1665 г., Рим) — величайший французский художник, основоположник стиля классицизм. Среди мастеров живописи XIV века он считается одним из наиболее значительных, влияние творчества которого на дальнейшее развитие искусства невозможно переоценить. Родители дали Пуссену хорошее образование: есть сведения, что в детстве он учился в Руане у иезуитов, далее Никола прошел обучение у Квентина Варена. Этот, в общем-то, достаточно рядовой живописец приехал в провинцию для росписи церкви. Мастерство столичного художника произвело большое впечатление на юного провинциала Пуссена, и он стал брать у Варена уроки. В возрасте 18 лет Никола уехал в Париж, где некоторое время учился у Жоржа Лаллемана, живописца-историка, а также у мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле. Наибольшее влияние на творчество Пуссена, а также на становление Никола как величайшего деятеля искусства оказала поездка в Рим. Там он получил необходимые знания и вдохновился работами гениев эпохи Возрождения. Особенности творчества художника Никола Пуссена: его работы строго подчинены идеям рационализма, которые служат основой для классического направления в живописи. Наибольший интерес для живописца представляли сюжеты на мифологические, исторические и библейские темы. Соблюдая каноны античной живописи и искусства Ренессанса, на своих картинах Никола Пуссен старался избегать всего лишнего: композиционно его работы безупречны, каждая деталь находится на своем месте и выполняет четко обозначенную роль. Пребывание в Риме наложило свой отпечаток на манеру изображения светотени: пейзажи Пуссена наполнены мягким теплым светом, увидеть который и запечатлеть на полотне можно только в Италии. Что касается цветового решения, для творчества Никола Пуссена характерны глубокие сильные тона, а расположение цветовых групп продумано до мелочей. Кроме того, именно Пуссен первым оценил художественную ценность использования локального света и широко использовал этот прием в своих произведениях. В дальнейшем художественные приемы живописца стали считаться эталонными и были заимствованы Академией Франции для выработки свода правил и норм, характерных для академизма. Наиболее известные картины Пуссена: «Триумф Флоры», «Смерть Германика», «Вдохновение поэта», «Смерть Христа», «Святое семейство на лестнице», «Парнас». Для последнего периода творчества художника характерны полотна, изображающие сюжеты из мифологии или литературы. К знаменитым пейзажам Никола Пуссена этого времени можно отнести «Пейзаж с двумя нимфами», «Четыре времени года», «Отдых на пути в Египет». Значимой работой считается произведение «Мучения святого Эразма» — оно было написано для собора Святого Петра, главнейшего католического храма. Картины Пуссена: выдающиеся произведения разных лет Обучаясь в Париже, Никола быстро понял, что здесь ему, по сути, доступен только один источник вдохновения — Лувр. Весьма неплохо для начинающего живописца, однако этого ему было мало. В то время центром творческого мира по праву считался Рим, куда стремились попасть живописцы из разных стран. Пуссен предпринял несколько попыток уехать туда, первая и вторая из которых не увенчались успехом. Отправившись в путь и добравшись до Флоренции, художник вынужденно вернулся во Францию, а чуть позже, когда он снова собрался в дорогу, его задержала работа в Лионе. Здесь была создана одна из известных картин Пуссена, долгое время считавшаяся утерянной — «Смерть Девы Марии». Ее можно назвать наиболее значимой работой Никола того времени, заказанной архиепископом Парижа для собора Нотр-Дам. Третья поездка стала удачной: в 1624 году художник уехал в Рим и провел там долгие 20 лет. В то время Никола Пуссен создавал произведения на сюжеты из мифологии, изучал труды да Винчи и Дюрера, увлекался поэзией. На его творчество того периода оказали огромное влияние скульптуры, живопись и графика Тициана, Карраччи, Рафаэля и непревзойденного среди художников Ренессанса мастера изображения человеческого тела Микеланджело. Благодаря связям, в Риме Пуссен приобрел полезное знакомство с кардиналом Барберини. Его заказ, картина «Разрушение Иерусалима», стал первой серьезной работой живописца в Италии. К сожалению, оригинал этой работы не сохранился: второй вариант в настоящий момент находится в венском Музее истории искусств. Среди других известных полотен этих лет можно назвать «Смерть Германика», которое является знаковым для классицизма как направления. Четкость композиции, рациональность сюжетов и мягкий колорит — основные черты работ, написанных Пуссеном в Риме. Они же наиболее ясно характеризуют его творчество в целом и те мысли и идеи, которые художник хотел донести до зрителя. Следующий период в биографии Никола Пуссена был гораздо короче: после Рима он вернулся во Францию и пробыл там всего лишь два года. Однако это время было проведено с пользой. В Париж он приехал по просьбе Сюбле де Нойе, тогдашнего суперинтенданта строений короля, и стал первым живописцем двора. Произведение Никола Пуссена для часовни во дворце Сен-Жермен было заказано по личной просьбе короля Людовика XIII, он же впоследствии приобрел для личной коллекции картину «Манна Небесная». В Париже мастер стал необычайно успешен. У него было много заказов, однако здесь он приобрел и немало врагов. При дворе хватало недовольных Пуссеном и его творчеством художников, которые отчаянно интриговали против него не без поддержки королевы Анны Австрийской. Такое положение не устраивало Никола: в 1642 году он покинул Францию с обещанием вернуться, однако смерть кардинала Ришелье, а затем и короля избавила его от всех обязательств. Пуссен уехал в Рим, где ему было гораздо комфортнее, поскольку там он находился под покровительством влиятельных людей: кардинала Барбарини и мецената даль-Поццо. Здесь Никола спокойно работает в привычной обстановке, вдохновляясь любимыми видами и шедеврами гениев прошлого. Он больше не берется за грандиозные заказы и пишет полотна среднего размера. Среди известных произведений Никола Пуссена этого периода преобладают пейзажи и работы, посвященные библейским историям и мифам античности. В это время написаны «Пейзаж с Диогеном», «Экстаз святого Павла», серии «Семь таинств» и «Времена года». Это время было наиболее плодотворным в жизни художника, а его мастерство достигло своей наивысшей точки. Герои его идеальны и с художественной точки зрения, и в отношении их человеческих качеств — самоотверженности, патриотизма, жертвенности. Для картин Никола Пуссена с говорящими названиями, исчерпывающе описывающими сюжет, характерны гармоничность и идеальная точность рисунка. Великолепная композиция, четкость разделения планов с помощью цвета и форм способствовали созданию на полотне образа идеального мира, в котором все подчинено логике и разуму. В 1664 году художника постигло большое горе — умерла его жена. Та же дата стоит на последней, оставшейся незавершенной работе «Аполлон и Дафна», впоследствии приобретенной Лувром. Умер гениальный живописец спустя год после смерти жены, в сентябре 1665 года.

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.