Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик. Аверченко Аркадий Тимофеевич родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал. В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков. В 1903 г. в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 г. он становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет другой журнал «Меч», - тоже вскоре закрытый. В 1907 г. переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. В 1910 г. выходят сразу три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга II. «...их автору суждено стать русским Твеном...», - проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха». Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью 1918 г. уезжает на юг, сотрудничает в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в «Доме Артиста». В это же время пишет пьесы «Лекарство от глупости» и «Игра со смертью», а в апреле 1920 г. организует свой театр «Гнездо перелетных птиц». Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 г. живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга «Дюжина ножей в спину революции», сборник рассказов: «Дети», «Смешное в страшном» и др. Аверченко неоднократно пользовался излюбленным им литературным приемом - еще в начале своей работы он в литературных персонажах отображал внешность и характеры своих друзей и соратников по «Сатирикону», чаще всего художников А. Радакова и Н. Ремизова, изобразив их (под псевдонимами) в «Экспедиции в Западную Европу» (в книге этой художники рисовали шаржи друг на друга). В персонажах «Подходцева», собственно, не повести, а ряда смешных, а подчас и лирических новелл с тремя «сквозными» персонажами - Подходцевым, Клинковым и Громовым, - тоже просматривается сходство с характерами и внешним обликом друзей-сатириконцев. Последняя работа Аверченко «Шутка Мецената», написана в 1923 г. в Цоппоте (ныне Сопот) и издана в Праге в 1925 г., уже после кончины писателя. Роман и веселый и грустный, пронизанный ностальгией по милой сердцу автора беззаботной богемной петербургской жизни. И снова в персонажах романа приметы самого автора и его друзей. В 1924 г. переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца. Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925 г. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.
Библиография:
Циклы рассказов: «Юмористические рассказы» «Весёлые устрицы» «Зайчики на стене» «Синие золотым» «О маленьких для больших» «Рассказы о выздоравливающих» «Записки театральной крысы» «Дюжина ножей в спину революции» Современные сборники рассказов: Знаток женского сердца Хлопотливая нация Московское гостеприимство Юмор для дураков О маленьких - для больших Сатирикон возвращается Чертово колесо Русалка Рассказы о выздоравливающих Черным по белому
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/15195-arkadij-averchenko