Среди замечательных русских поэтов, которые начинали задолго до революции и сразу после Октября со всей страстью отдали свой талант новой жизни, Велимир Хлебников занимает особое место. Во всем, что он делал в поэзии, чувствовалась связь с такими методами познания объективного мира, которые, конечно, составляют опору и для искусства, но которыми только наука распоряжается полновластно. Поэт в Хлебникове спорил с ученым, а если сказать точнее, то поэт вторгался в смежные области знания, прежде всего в историю и лингвистику, вполне свободно чувствуя себя и в такой области «далековатых идей», как математика. Для поэтов и для людей искусства Хлебников со своим энциклопедизмом, почти невероятным в XX веке, казался загадочным, его не всегда и не во всем доступная поэзия притягивала предчувствиями еще не познанного. Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября 1886 года в деревне Малые Дербеты Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода Владимира Алексеевича Хлебникова, служившего попечителем Малодербетовского улуса. Отец происходил из семьи потомственных почетных граждан г. Астрахани, мать, Екатерина Николаевна – из петербургского дворянского рода. У Хлебниковых было пятеро детей, Виктор – третий из них. Только младшая сестра поэта пережила родителей. В 1880-1890-е гг. семья несколько раз переезжала, так как отец получал назначения по службе в разные концы страны. В 1897 г. Виктор Хлебников поступил в третий класс гимназии в Симбирске, закончил гимназию в Казани в 1903 г. В том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Кроме изучения математики и физики, он увлекался биологией, химией, философией. Еще ему легко давались языки, он занимался изучением японского языка и санскрита. Свое первое произведение Хлебников написал в прозе. Это была пьеса под названием «Елена Гордячкина», напечатанная санкт-петербургским издательством «Знание», положившая начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, он раскритиковал начинающего литератора. Начиная с 1904-го года, Виктор отправлялся в орнитологические экспедиции на север Урала и в Дагестан. Спустя два года он стал членом университетского Общества естествоиспытателей. Во время одной из экспедиций он обнаружил неизвестный до этого вид кукушек. Однако это было его первое и последнее открытие, Хлебников по-настоящему увлекся литературой. В 1908 году Хлебников вернулся в Петербург и снова сошелся с университетским братством. Вначале он остановился на естественном факультете, но после знакомства с поэтами, представителями символизма, продолжил обучение на историко-филологическом. Он начал бывать на поэтических «средах», организованных Вячеславом Ивановым, где произошло его знакомство с акмеистами. Именно тогда он взял себе псевдоним и стал подписываться - Велимир (в некоторых прижизненных и посмертных изданиях встречается написание Велемир). Литературное направление, к которому принадлежали Хлебников и его друзья, ныне известно как кубофутуризм. Хлебников придумал для группы название «будетляне», желая показать свою независимость от образцов западноевропейского футуризма. В 1912 году в Херсоне вышла первая книга Хлебникова «Учитель и ученик» - философский диалог с подзаголовком «О словах, городах и народах», где поэт впервые изложил в печати основы не только своей теории числовых закономерностей в мире, но и нетрадиционной лингвистики (в частности учение о «внутреннем склонении слов»), а также подверг критике современную русскую словесность. В годы, предшествующие Первой мировой войне, Хлебникова издают Д. Бурлюк, А. Крученых, и Матюшин. На выставке представлены прижизненные издания поэта: Требник троих : сб. стихов и рис. М. : Изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. 95 с.; Бальмонт К., Иванов В., Ивнев Р. [и др.]. Мы : [сб. / изд.] Всерос. союз поэтов. М. : Чихи-Пихи, 1920 Работая в научных экспедициях, Хлебников увлекся калмыцкими астрологами зухарчи, которые предсказывали будущее по так называемым «зухарчин моди» Доскам судьбы. Одно из своих произведений Хлебников так и назвал – «Доски Судьбы». Он считал, что наш мир находится в зависимости от числовых закономерностей, и что все происходящие события повторяются через 317 лет. Материал, относящийся к «законам времени», Хлебников собирает в «Доски Судьбы» - характерное для Хлебникова произведение, в котором сочетаются поэтический и прозаический тексты, математические выкладки и философские эссе. Отныне он озабочен публикацией результатов своего открытия гораздо больше, чем публикацией стихов, однако при жизни поэта удалось напечатать только один отрывок («лист») из «Досок Судьбы». Хлебников успел подготовить к публикации еще два «листа», которые были изданы П. Митуричем вскоре после смерти поэта. Еще четыре «листа» были реконструированы и опубликованы только в 2000 году. На выставке представлен 2 «лист» «Досок судьбы», изданный уже после смерти поэта. Хлебников В. Отрывок из Досок Судьбы. (Л. 2) : [Судьбы отдельных народов]. М. : Тип. Т-ва «Худож. печатня», 1922. Большой раздел выставки демонстрирует работы ведущих литературных критиков и современников Хлебникова о его жизни и творчестве. Среди экспонатов: А. К. Записная книжка Лефа : [заметки о В. Хлебникове] // Новый Леф: журн. левого фронта искусств. 1928, № 2 (фев.).: Брик О. М. Мы – футуристы // Новый Леф : журн. левого фронта искусств. 1927, № 8-9; Петровский Д. Дмитрий Петровский : [автобиографические очерки]. М. : Федерация, 1929; Чуковский К. Лица и маски : [сб. ст.]. СПб. : Шиповник, [1914]; Неймаер Е. О Велемире Хлебникове // Радуга : ежемес. лит.-худож. орган и обществ.-полит. журн. : Орган Правления Союза писателей Украины. 1965, нояб. и другие. «Неизданный Хлебников» — под таким названием в конце тридцатых годов ХХ века "группа друзей" и Алексей Кручёных публиковали стеклографированные выпуски рукописей поэта тиражом всего 100–150 экземпляров. На выставке демонстрируются 5 выпусков этих замечательных изданий. В мае 1922 года по приглашению художника П. Митурича Хлебников едет в деревню Санталово Новогородской губернии, где жила семья художника. К тому времени поэт был уже тяжело болен. 28 июня 1922 года Велимир Хлебников умер. Он был похоронен на погосте в деревне Ручьи, а в 1960 г. его прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве. Произведения Хлебникова переведены почти на все европейские языки, а также на корейский, японский, арабский и многие другие. https://www.dspl.ru/blog/pro-vystavki/vzyskuyushchiy-sushchel-135-let-so-dnya-rozhdeniya-velimira-khlebnikova/#:~:text=%D0%9E%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%20%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85,%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80).