Поль Сезанн (фр. Paul Cézanne; 19 января 1839 – 22 октября 1906) – французский художник, живописные поиски и находки которого не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления. Художник-постимпрессионист, творивший рядом и одновременно с импрессионистами и получивший признание только к концу жизни. Особенности творчества художника Поля Сезанна: Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета – делать это гораздо надежней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы. Предметный мир на картинах художника – живой. Его яблоки, персики, кувшины – вещи с душой и внутренним сиянием. Ранние работы художника отличает насыщенная, темная палитра – «пистолетной живописью» называли картины Сезанна критики. В это время он часто работал мастихином, накладывая тяжелые, вызывающе густые слои краски. Палитра Сезанна светлеет, когда он начинает работать рядом с импрессионистом Камилем Писсарро. А увлечение акварелью в последние годы жизни превращает и его масляную живопись в полупрозрачную. Известные картины Поля Сезанна: «Игроки в карты», «Большие купальщицы», «Гора Сент-Виктуар», «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Мужчина с трубкой», «Натюрморт с гипсовым купидоном». О Поле Сезанне не снимешь зрелищное костюмированное биографическое кино. Он не ездил в путешествия, не влюблялся в испорченных красавиц, не пил абсент в борделях и барах, не совершал безумств. Вместо распития модного французского богемного коктейля художник всю жизнь упрямо боролся сам с собой. Он даже умер от воспаления легких, подхваченного во время пленэра, который сопровождался ледяным дождем. Все важное, что с Сезанном происходило, происходило в его голове. И на соблюдении внешних приличий и социальных правил эта внутренняя борьба, само собой, отражалась не самым лучшим образом. Биографию Сезанна нужно снимать в жанре артхаусной психологической драмы, где главным героем будет цвет. Чужие краски Первые акварельные краски, которые попали в руки маленького Поля, были не очень-то яркими. Его отец Луи-Огюст Сезанн, удачливый шляпник, а позже сказочно разбогатевший банкир, никогда не гнушался мелкими и сомнительными способами заработать. В том числе скупал старые вещи у обанкротившихся соседей. В старой коробочке акварели, которая оказалась в общем ворохе скупленного, основные цвета кто-то давно использовал, но Полю вполне хватило коричневого и черного. Ярких красок в его детство добавляют только две вещи – дружба и почти круглый год солнечная природа родного городка Экс, куда его будет тянуть всю жизнь, куда он будет сбегать из Парижа каждый год и который напишет сотни раз. Одна только гора Сент-Виктуар появится на картинах Сезанна больше 60 раз. Он сбегал из дома при малейшей возможности, ходил по лесам и долинам в компании лучших друзей Эмиля Золя и Батистена Байля, дни напролет мечтал вместе с ними, глядя в жаркое небо Прованса, о славе, о великой и высокой любви, о призвании. Эта неразлучная троица – блестящие ученики, лучшие в коллеже Бурбон, они наизусть выучивают Вергилия и взахлеб читают Гюго и де Мюссе, ежегодно соперничают в количестве полученных медалей. Для маленького нищего Золя, который ютился с мамой и бабушкой в полупустых съемных комнатах, мечта о богатстве была такой же далекой и фантастической, как и фантазия об идеальной любви. А вот Поля с души воротит от упоминания о деньгах. Его отец только и занят, что зарабатыванием денег, и единственному своему сыну уже придумал готовый надежный план жизни. Отца Сезанн боится до оторопи, до немоты, и будет бояться всю жизнь. Он поступит от этого страха на юридический факультет, он даже в 40 лет будет пешком преодолевать десятки километров, чтоб не пропустить семейный ужин, будет 17 лет скрывать от старого Луи-Огюста свою любовницу и сына. Только одно его личное решение окажется сильнее этой маленькой домашней тирании – непреодолимое желание рисовать. Поиски цвета Даже когда Луи-Огюст сдался, лично отвез сына в Париж и назначил ему минимальное содержание, он все равно ждал, что блажь Поля быстро выветрится. Поголодает – вернется. И он, конечно, вернулся, но не от голода (плевать на голод, ему хватает одного котелка макарон на несколько дней), а от постоянно преследовавшей его неуверенности и неудовлетворенности собственными работами. Швырнул в очередной раз кисти в угол, разорвал мастихином очередной неудавшийся холст и рванул назад, к спокойной, надежной жизни, даже от отчаянья поработал полгода в банке отца, изнывая от скуки. И снова уехал в Париж обводить фигуры на своих картинах черным контуром, изобретать вызывающие жанровые картинки и злиться на себя за полную беспомощность. Он намотает сотни километров по этому пути – Париж-Экс, деля год ровно пополам между отчаяньем и надеждой. Поиски света Его палитра посветлеет, когда он встретит самого важного человека в своей жизни, Камиля Писсарро. Добрый Бог - зовет его в шутку Поль. Писсарро – тот отец, которого ему не хватало, спокойный, мудрый, проницательный, гора и опора. Писсарро, иногда захаживающий к друзьям на занятия в школу Сюисса, рассмотрел в нервных, нестройных и диких эскизах ученика Поля Сезанна задатки настоящего таланта. Он притащил робкого провансальца в «банду Мане» и убедил всех, что этот художник сделает переворот в живописи. Десять лет спустя именно Писсарро будет убеждать друзей-художников позвать Сезанна участвовать в первой выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», а еще через 30 лет получивший признание и нашедший свой художественный язык старик Сезанн подпишет одну из выставочных работ «ученик Писсарро». На встречах молодых художников в кафе Гербуа, будущих импрессионистов, Сезанн был странным участником: вламывался растрепанный, сопел, здоровался со всеми, отпускал несколько грубых шуток и усаживался молча слушать беседы о новом искусстве. Когда ему что-то из сказанного не нравилось, шумно вставал и уходил. «Что вы готовите в этом году в Салон?» - спрашивает франт Эдуар Мане. «Горшок с дерьмом», - отрезает Сезанн. Судьи Салона тоже брезгливо ждут каждый раз, когда этот безумец притащит свои новые шедевры, побросав их прямо в дребезжащую тележку или просто взвалив на спину. Они уже привыкли, Сезанн 18 лет будет повторять этот трюк, пока в 1882 году лишь однажды его картину примут в Салон. Упрямство, пожалуй, одна из лучших его добродетелей. Но ни в этом году, ни еще в ближайшие несколько десятков лет публика не будет готова к такой живописи. Все прояснилось Когда молодой и смелый арт-дилер Амбруаз Воллар решится сделать ставку на Сезанна и заработать на этом скандале, художник не поверит и примет Воллара за сумасшедшего. Но тот подтвердит свою вменяемость (ну или невменяемость), купив разом 150 картин Сезанна. К тому времени Луи-Огюст Сезанн умрет, оставив наконец-то сыну денег и обеспечив тем самым полную свободу. Свободный Сезанн использует этот шанс на полную катушку: купит маленький домик на окраине Экса, устроит студию, закроется там затворником, начнет писать местных крестьян, любимые с детства пейзажи и письма молодым художникам и сыну в Париж: «Достигну ли я цели, к которой так упорно и так давно стремлюсь? Я надеюсь, что да, но пока она не достигнута, я все время ощущаю смутное беспокойство…», «я по-прежнему работаю на природе, и мне кажется, что я хоть и очень медленно, но продвигаюсь вперед…», «я стар, болен, но я поклялся умереть за работой, чтобы не впасть в слабоумие…», «Мне еще столько нужно сделать в области цвета…» P.S. Поль Сезанн, всю жизнь страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был даже женат на натурщице Мари-Ортанс Фике. Полжизни он скрывал эти отношения от отца, а вторую половину жизни скрывался сам от этих отношений. В предсмертном бреду Поль звал к себе двух людей – директора художественного музея Экса и сына. Когда Сезанн умер от воспаления легких, Полю-младшему и Ортанс в Париж отправили письмо, указав дату похорон на день раньше. Ортанс не сильно торопилась и отправилась в Экс сразу же, как только закончила с примеркой платья. Автор: Анна Сидельникова https://artchive.ru/paulcezanne