Младшая Эдда

В период упадка поэзии скальдов, наступивший в XII-XIII вв., написана (около 1222-1225 гг.) «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона. Это прозаический трактат о поэтике скальдов, имевший целью преподать основы их искусства на лучших образцах классического прошлого. Саги, поэзия скальдов, Младшая и Старшая Эдда Снорри Стурлусон (Snorri Sturluson, 1179-1241), выдающийся историк и поэт, происходил из знатного рода Стурлунгов, одного из самых богатых и могущественных в Исландии. Снорри владел обширными землями на западе острова и мог явиться на альтинг со свитой в 1000 вассалов. Он принимал активное участие в политической жизни своей страны, в кровавых междоусобицах родовой знати. Два раза он занимал место «главного судьи» – высшую выборную должность в Исландии. Снорри был сторонником присоединения Исландии к Норвегии; от этого он ждал конца гражданской смуты, надеясь в то же время стать наместником норвежского короля («ярлом»). Находясь в дружине короля Хакона Хаконарсона, он обещал ему мирным путем осуществить эту давнишнюю цель политики норвежских королей. Однако Снорри не нашел поддержки среди своих соотечественников и впоследствии, рассорившись с королем, был убит по его приказу одним из своих родичей. Исторические труды Стурлусона, как и других ученых исландцев его времени, вдохновлены интересом к родному прошлому. Для скальда Снорри, жившего в христианские времена, языческая мифология существовали только как условная традиция поэзии, требовавшая специального изучения. «Младшая Эдда» Снорри раскрывает эту традицию в систематическом изложении. «Младшая Эдда» распадается на три части. Первая заключает обзор мифологии, основным источником которого, как явствует из стихотворных цитат, послужил рукописный сборник песен содержания, близкий по своему составу к «Старшей Эдде». Поэтические мифы сведены у Снорри в законченную систему, которая излагается в форме диалога между легендарным шведским королем Гюльи и богом Одином («Высоким») как учителем мудрости. Вторая часть содержит объяснение важнейших «кеннингов» (образных метафор), принятых в поэзии скальдов; при этом попутно рассказываются те древние эпические сюжеты, которые послужили основанием для соответствующих образных выражений; например, в связи с «кеннингами» для золота – сказание о Сигурде и кладе Нибелунгов. В качестве поэтических образцов Снорри цитирует наиболее известных скальдов классической поры, многие из них дошли до нас лишь в отрывках, приведенных в «Младшей Эдде». Третья часть содержит метрику, т. е. описание размеров и строф, употребляемых скальдами. В качестве образца приводится «драпа» самого Снорри в честь короля Хакона, которая содержит все размеры, встречающиеся в поэзии скальдов. Это произведение свидетельствует о том ретроспективном и, по сути, формалистическом направлении, которое приняло искусство последних скальдов под влиянием изменившихся общественных и культурных отношений новой эпохи. http://rushist.com/index.php/literary-articles/5822-mladshaya-edda-kratkoe-soderzhanie-i-analiz

Снорри Стурлусон

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.