ФЕЙЕРБАХ
(Feuerbach) Людвиг Андреас (1804—1872) — нем. философ-материалист и атеист. Слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля в Берлинском ун-те, в 1828 защитил диссертацию и стал приват-доцентом Эрлангенского ун-та, где с 1829 преподавал учение Гегеля и историю новой философии. В 1830 анонимно опубликовал работу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой расценил идею бессмертия души не только как ложную, но и как препятствующую земному счастью. После установления его авторства книга была конфискована, а Ф. уволен из ун-та. В 1836 Ф. переселился в деревню Брукберг, где продолжал интенсивную научную деятельность. Последние годы Ф. жил в Рахенберге, испытывая большую нужду.
Развивая характерный для младогегельянцев филос. критицизм, Ф. стремился создать гуманистическую «философию будущего», которая преодолела бы вековую враждебность прежней философии и религии, гармонически синтезировав сильные стороны той и другой. А именно: близость религии к «сердцу» человека, к его повседневным чувствам и переживаниям, с одной стороны, и рационализм, познавательный потенциал философии, опирающийся на данные естественных наук — с др. Исходной точкой для осуществления этого замысла стала критика противоречий в системе Гегеля. По мнению Ф., «секрет» философии Гегеля в том, что за основу берется религиозный по существу дух и она представляет собой рационализированную форму теологии.Между тем действительным субъектом является человек, обладающий телом и мыслящей головой. Источник тела и духа один — это вечная, никем не созданная материя, причина себя самой. «Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга». Отсюда главный принцип его философии: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект — мышление — предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления».
Идеализм, по Ф., есть не что другое, как попытка спасти Бога путем приписывания всех познавательных способностей интеллекту или разуму за счет чувств. «Философия Гегеля есть последнее убежище, последняя рациональная опора теологии». Задача же «философии для человека» превратить людей «из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира». Для этого необходимо «сорвать маску» с религиозных представлений, показать их иллюзорный характер. Религия возникает не просто в результате обмана, использующего невежество; она коренится в «природе человека» и условиях его жизни, а именно в чувстве бессилия первобытного человека перед разрушительными природными стихиями. Неспособные поставить их под свой контроль, люди искали надежду и утешение в фантастическом образе Бога, наделяя его теми качествами, которые хотели бы видеть в самих себе: всесилием, милосердием и т.п. Бог, по Ф., — это продукт человеческого воображения, которое не только приписывает ему самостоятельное существование, но и превращает в творца, в первопричину всего существующего; в действительности же не Бог создает человека, но человек — Бога. Как ложное миропонимание, религия парализует стремление человека добиться счастья в этом мире, подменяя его покорным упованием на сверхъестественное воздаяние. Столь же категорично Ф. утверждает несовместимость традиционной религии с культурой, наукой, техникой: если у человечества имеется наука, то религия ему не нужна.
«Единственный, универсальный и высший предмет философии» для Ф. — это человек, а «истинный смысл теологии есть антропология». Антропологизм Ф. носит материалистический характер, но он исходит из трактовки человека как психофизиологического существа, по существу игнорирующей его социальную сущность. Так же он подходит к человеку в своем учении о нравственности, которую он противопоставляет «фантастической, лицемерной, лишь по видимости священной морали». В основе всех поступков, считает Ф., лежит стремление к счастью, добиться которого индивид может лишь в единстве и общении с др. людьми. Основу такого общения должно составлять чувство любви как сущностное выражение подлинной «природы человека». Человек как таковой, а не вымышленный Бог, представляет собой высшую ценность, а потому главный принцип «новой философии» — «человек человеку — Бог».
Основоположники марксизма, испытавшие сильное влияние философии Ф., критиковали его за морализм, за недостаточное внимание к социально-политическим характеристикам общества. Однако громадное (и в последнее время все более осознаваемое) историко-философское значение работ Ф. несомненно. Он четко предугадал фундаментальные проблемы наступившей эпохи: упадок традиционной религии, ущербность сциентизма как универсального мировоззрения, необходимость выработки нового морального сознания, трезво учитывающего роль религии в истории культуры. Идеи Ф. не только оказали влияние на последующее развитие теологии (напр., теологии «смерти Бога»), но и стали импульсом для развития филос. антропологии, оказав влияние на облик современного персонализма и экзистенциализма. «...Большое значение для обострения антропологического сознания, — писал Н.А. Бердяев, — имеет пламенно-атеистическая философия Л. Фейербаха. Его гениальная «Сущность христианства» есть вывернутая наизнанку истина религиозной антропологии. Для Фейербаха загадка о человеке оставалась религиозной загадкой».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.