Часть первая Неизвестно, в каком году и какой стране, на большой проезжей дороге встретились семь мужиков и заспорили, кому на Руси жить хорошо — чиновнику, попу, купцу, боярину или царю. Чтобы разрешить спор, они решили отправиться в путешествие и найти счастливца. Первым они встретили попа. Тот рассказал, что при крепостном праве священники жили сыто за счёт помещиков, а теперь у него нет ни покоя, ни богатства, ни чести. Попу приходилось ездить в любую погоду по огромному приходу, жить на крестьянские медяки и терпеть издевательства. Затем мужики попытались найти счастливца на сельской ярмарке, но среди пьяных счастливых не нашлось. Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышется — Шумит, поёт, ругается, Качается, валяется, Дерётся и цалуется У праздника народ! Наконец, им рассказали о Ермиле Гирине, которого в округе считали счастливцем. Ермила Гирин — простой мужик средних лет, умный, грамотный, очень честный. Ермила служил бурмистром у князя, потом купил мельницу, помогал людям, и народ его любил. Но сейчас Ермила сидел в тюрьме из-за народного бунта, а значит, счастье и от него ушло. Потом мужики расспросили помещика. Оказалось, что из-за отмены крепостного права ему тоже плохо живётся на Руси. Крестьяне на него больше не работают, а сам он трудиться не обучен и только зря коптит небо. Рассказав это, помещик зарыдал. Странники тоже чуть не заплакали и подумали: «Порвалась цепь великая…: одним концом по барину, другим по мужику!» Последыш Наступил июль, начался сенокос. Странники вышли к Волге. У реки на заливном лугу крестьяне из села Большие Вахлаки косили сено. Тут к берегу подплыли лодки с князем Утятиным и его домочадцами. Князь Утятин (Последыш) — очень богатый и влиятельный вельможа, худой, седой, один глаз незрячий, крючковатый как у ястреба нос и длинные усы, деспотичный и властный. Крестьяне начали усиленно ему кланяться и выполнять все его распоряжения. Странники удивились: крестьян давно освободили, а они ведут себя как крепостные. Деревенский бурмистр рассказал, что князь не смог признать отмену крепостного права, и с ним случился удар. Придя в себя после болезни, Утятин пообещал лишить сыновей наследства, если те дадут волю мужикам. Сыновья уговорили крестьян притворяться перед князем, пока тот не умрёт, а взамен пообещали заливные луга у Волги. Крестьяне согласились и поручили это известному пьянице и мошеннику, сделав его фальшивым бурмистром. Крестьяне долго дурили князя, которого назвали Последышем, и всем селом смеялись над его нелепыми распоряжениями. Только однажды случилась беда. Утятин приказал выпороть мужика, который сказал ему в лицо всю правду. Крестьянских душ владение Покончено. Последыш ты! Последыш ты! По милости Мужицкой нашей глупости Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы Последышу Пинка — и кончен бал! Мужика напоили, отвели на конюшню и заставили кричать, словно от боли, чтобы слышал старый князь. Той же ночью мужик умер, то ли с перепою, то ли из-за уязвлённой гордости. Странники присутствовали на празднике, который Последыш устроил на лугу. Вернувшись в деревню, крестьяне узнали, что Последыш умер, и вздохнули с облегчением. Их радость продолжалась недолго. После смерти Утятина наследники начали судиться с ними из-за заливных лугов, которыми заплатили за обман. Крестьянка Странники решили поискать счастливицу среди баб. Им подсказали, что в селе Клину живёт такая счастливица — Матрёна Тимофеевна Корчагина по прозвищу губернаторша. Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, 38 лет, статная, плотная, смуглая, красивая – волосы с проседью, большие глаза, длинные ресницы, очень сильная и мужественная. Мужики нашли Матрёну и уговорили её рассказать о своей жизни, взамен пообещав сжать всю рожь. Родилась Матрёна в хорошей, непьющей семье, где её любили и холили. Потом она вышла замуж за парня из другой деревни, и он отвёз её к себе. Муж Матрёны ездил на заработки в Питер, а Матрёна оставалась с его сварливыми родственниками и прислуживала им как раба. Единственным другом Матрёны был дед мужа, столетний старик, бывший каторжник, который верил, что именно простой мужик — богатырь русский. Когда-то он вместе с другими крестьянами заживо похоронил жадного немца-управляющего. Дружба Матрёны и деда рухнула, когда он недоглядел её маленького сына, и мальчика съели свиньи. Потом Матрёна родила ещё сыновей. Один из них, работавший подпаском, отдал овцу истощённой волчице. Матрёна защитила сына — легла вместо него под плети. Затем наступил голодный год. Мужа Матрёны незаконно забрали в солдаты, и она, беременная, с голодными детьми, осталась одна. Увидев однажды, как мужа секут на площади, Матрёна отправилась в город и бросилась в ноги губернаторше. Та помогла ей, вернула мужа. С тех пор Матрёну зовут губернаторшей и счастливицей. Матрёна себя счастливой не считает, потому что ключ от женского счастья потерян навсегда. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! Отцы-пустынножители, И жёны непорочные, И книжники-начётчики Их ищут — не найдут! Пир на весь мир Крестьяне из Больших Вахлаков и странники устроились у села, чтобы отметить избавление от Последыша. Неподалёку находился паром через Волгу, и возле пирующих останавливалось множество народу. Пирующие пели песни и слушали истории, рассказанные прохожими людьми. Один мужик рассказал быль «Про холопа примерного — Якова верного» о преданном крепостном, который не перенёс обиды и повесился на глазах у барина. Потом странник-богомолец рассказал историю об атамане разбойников, который искупил свои грехи, убив жестокого помещика. Затем последовал рассказ о крестьянском грехе о жадном старосте, который предал крестьян — позволил сжечь вольную на восемь тысяч душ. После этого рассказа пирующие приуныли, но их подбодрил Гриша Добросклонов, напомнив, что они больше не крепостные. Григорий Добросклонов — младший сын дьячка, семинарист, худой, ширококостный, с вьющимися рыжеватыми волосами, поэт, самоотверженный. Гриша всей душой любил свою родину и с 15 лет знал, что отдаст за неё жизнь. В порыве патриотизма он сочинил песню «Русь» об убогой, обильной, могучей и бессильной Руси, о золотом сердце народа и его силе. Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая, — Встали — небужены, Вышли — непрошены, жита по зёрнышку Горы наношены! Знай странники, что творилось с Гришей, сразу разошлись бы по домам, потому что «пел он воплощение счастия народного». Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание поэмы из собрания сочинений Некрасова в 15 томах (Л.: Наука, 1982). https://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/