Карл Павлович Брюллов (1799 г., Санкт-Петербург – 1852 г., Манциана, Италия) — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев. Особенности творчества Брюллова: искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись. Известные картины Брюллова: «Нарцисс», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи», а также портреты И.Крылова, А.Голицына, А.Брюллова и пр. Творчество Брюллова: долгий путь к успеху Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием. Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс» (1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении юношей, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы. По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой, однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А.Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу. Неожиданное предложение от Общества поощрения художников позволило юному живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был нарисовать несколько полотен на заданные темы, а взамен ОПХ обещало профинансировать путешествие за рубеж. В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художнику следовало регулярно отправлять в Общество. Такой шанс был уникальным для начинающего художника Брюллова, и тот постарался использовать его, написав картины «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедившие комиссию в правильном выборе. Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник с братом Александром отправился в увлекательное турне по Европе. По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать «Афинскую школу» — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех. Так, полотно «Итальянское утро», написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень», но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом. Живопись Брюллова Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова, написанных им в этот период, демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы, присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой. Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы. 1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. В предварительную подготовку входили поездки на раскопки, зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Заказчик картины, меценат А.Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея. Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли портреты И.Крылова, В.Жуковского, Н.Кукольника, Ю.Самойловой, А.Струговщикова и других современников. Он также участвовал в росписи лютеранской церкви и Исаакиевского собора, однако ввиду тяжелых условий, негативно повлиявших на здоровье художника, его освободили от работ. По настоянию врачей в 1849 году художник Брюллов отправился на Мадейру для укрепления здоровья. Спустя год он приехал Италию и, прожив там до 1852 года, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией. На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, созданные им в разные периоды творчества — чтобы посмотреть их в большом размере, пройдите быструю регистрацию на нашем сайте и наслаждайтесь произведениями, которые по праву входят в мировую сокровищницу искусства.