Петр Абеляр "История моих бедствий"
Рассказ Абеляра представляет собой обширное послание другу, написанное с целью утешения его своим красноречивым жизненным примером. И правда, узнав, сколько несправедливых бедствий и гонений он претерпел, невольно начинаешь более терпимо и смиренно относиться к своим повседневным неурядицам и неудачам.
А пережил Абеляр предосточно. Он начинал как талантливый философ, покоривший своими трудами множество людей и тем самым настроивший против себя не меньшее множество злопыхателей, до конца жизни, кажется, пытавшихся заточить его в ад - земной или подземный.
Прибыв в Париж для учебы, через некоторое время он настолько продвинулся в занятиях философией, что превзошел своего учителя Гийома де Шампо, ставшего ему врагом. А число учеников Абеляра всё увеличивалось и увеличивалось, и он преобрел славу признанного главы диалектиков Парижа. Тогда он увлекся богословием и обнаружил явные способности к толкованию Священного Писания, отчего его лекции стали пользоваться еще большим вниманием. Согласно исповеди, именно в то время, в душе Абеляра начали зарождаться различные порочные мысли, которые и стали завязкой всего последующего кошмара. А именно: он воспылал любовью к племяннице каноника Фульбера Элоизе, бывшей и красавицей, и умницей, серьезно занимающейся учениями. Так случилось, что чувство оказалось разделенным, отчего молодые люди пережили немало бед, как вместе, так и в разлуке. Некоторое время скрывая порочное увлечение, сладко счастливые, они были в конце концов раскрыты и после рождения ребенка вынуждены были венчаться. Но такое положение длилось недолго: Элоиза не желала порочить славу Абеляра семейной жизнью и вернулась к дяде, который через некоторое время в наказание оскопляет Абеляра в то время, как тот спал... О_о Страдающий от позора и осуждения со стороны практически всех знакомых, потерявший желание к учению и преподаванию, оскорбленный и гонимый, Абеляр уходит в монахи, а Элоиза принимает постриг.
В монастыре Абеляр возобновляет чтение лекций и пишет книгу, которую бесчестно придают костру на соборе, созванном неприятелями намеренно для очернения автора. Абеляр был раздавлен этой бесконечной чередой несчастий, но самое важное - это то, что он чувствовал во всем случившемся Божий промысел и в конце пути пришёл к истинному христианскому смирения. Его еще не раз осуждали за еретичество, и не раз он возобновлял монастырские дела и занятия богословием, но успокаивает немного тот факт, что в конце жизни (по данным wiki) Абеляр все-таки был примирен с его врагами и папским престолом. Хочется верить, что умирал он в мирной для него обстановке...
Мораль вполне очевидна: ключевым местом для её понимания можно назвать, на мой взгляд, последний абзац, где Абеляр напоминает читателю о великой воле Божией и о том, что ничто плохое или хорошее не случается с нами просто так, а значит не стоит гневаться на несчастья, жаловаться и упрекать жизнь, стоит просто доверяться Господу и жить в согласии с его заповедями.
https://dianafrommars.livejournal.com/8698.html