(Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός) (ок. 675 – ок. 750) – визант. богослов, идеолог иконопочитателей – защитников крупного монастырского землевладения; прославился своей борьбой против иконоборчества. И. Д. систематизировал христианское вероучение. Гл. его произв. – "Источник знания" ("Πηγή γνώσεως"). В первой части ("Диалектика") дается очерк логики и онтологии (учении о бытии). Диалектика И. Д. имеет своим предметом устойчивые понятия и занимается гл. обр. их описанием, правда, в их взаимных связях. Понимая под философией "познание предметов, существующих так, как они есть" (а существуют они в результате "божеств, премудрости"), И. Д. считал самой гл. областью философии учение о доказательствах, к-рое, с его т. зр., и должно обосновать всю систему христианской теологии (3 гл.). Диалектика, к-рую И. Д. отождествлял с логикой, оперирует четырьмя методами: разделением родов на виды при помощи видовых различий; определением, возникающим в результате соединения рода с видовыми различиями; разделением сложного на простые элементы; доказательством, когда, напр., из вечного самодвижения души выводится ее бессмертие, т.е. когда два понятия объединяются при помощи среднего и общего между ними (67 гл.). "Диалектика" И. Д. на манер аристотелевских "Категорий" наполнена описанием (иной раз очень тонким) осн. логич. категорий и разъяснением ходячих в то время терминов философии и науки (род, вид, различие, сущность, существенное и случайное, собственный и несобственный признак, субстанция, качество, количество, отношение и т.д.). В 36-й гл. воспроизведены традиционные аристотелевские десять категорий. В "Диалектике" И. Д. высказывал положение, ставшее потом на Западе одним из гл. тезисов католич. церкви, о том, что наука является служанкой богословия. А. Лосев. Москва. Во второй части "Источника знания" ("О ересях") излагается история ересей; третья часть – "Точное изложение православной веры" (рус. пер. 1834, слав. 1844) – посвящена изложению догматов церкви. Эта работа – образец схоластич. изложения и аргументации. Представляет интерес работа И. Д. "О страстях", посвященная вопросу о воле и свободе воли, в к-рой он пользуется психологич. и этич. теорией Аристотеля. И. Д. принадлежат трактаты против "еретических учений" (манихейства, несториан, монофизитов). Соч. И. Д. оказали влияние на рус. церк. писателя и философа Зиновия Отенского; старославянский перевод "Диалектики" И. Д. познакомил Древнюю Русь с логикой Аристотеля. Комментарии к "Источнику знаний" писал груз. философ Ефрем Мцире. Соч. И. Д. влияли и на зап. христианскую литературу, в частности на Петра Ломбардского, Альберта фон Больштедта, Фому Аквинского. И. Д. прославился также как автор церк. песнопений, за что получил название "златоструйного". П. Галанза. Москва. Соч.: Opera omnia, t. 1–3. P., 1860 (Migne J. P., Patrologiae cursus completus, ser. graeca, t. 94-96, P., 1860); в рус пер. – Полное собр. творений, пер. с греч., т. 1, СПБ, 1913. Des heiligen Johannes von Damaskus genaue Darlegung des orthodoxen Glaubens. Aus dem griech. übersetzt u. mit Einleitung und Erläuterungen versehen von D. Stiefenhofer, Kempten–Münch., 1923. Лит.: [Лавров А. (Алексий, архиепископ Литовский)], Жизнь святого Иоанна Дамаскина, в кн.: Прибавление к творениям святых отцов, ч. 16, М., 1857; Ghellinсk J. de, L'entrée de Jean de Damas dans le monde littéraire occidental, "Byzantinische Ζ.", 1912, Bd 21, S. 448; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928; Studer В., Die theologische Arbeitsweise des Johannes von Damaskus, Ettal, 1956; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959 (имеется подробная библиогр.). Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970. ИОАНН ДАМАСКИН ИОАНН ДАМАСКИН (Ιωάννης ό Δαμασκηνός) (ок. 650, Дамаск — ок. 750) — византийский богослов, проповедник и гимнограф, защитник иконопочитания, отец Церкви. Происходил из семьи знатных арабов-христиан (арабское имя семьи — Мансуры) в Дамаске. Отец Саргун ибн Мансур (в житиях — Сергий) был министром финансов при дворе халифа Абдумелеха. Сам Иоанн с раннего детства воспитывался вместе с будущим халифом Язидом; позднее работал с отцом по финансовому ведомству; по воцарении Язида стал при нем визирем. Когда константинопольский император Лев издал в 730 указ об уничтожении икон и всех священных изображений (см. Иконоборчество), Иоанн в том же году написал два трактата против иконоборчества (“Три слова против порицающих св. иконы” — третий был издан несколько лет спустя), выступив первым защитником иконопочитания в литературе. В отместку император Лев ложно обвинил Иоанна перед халифом, сочувствовавшим иконоборчеству в Византии, в государственной измене. По приказу халифа Иоанну отрубили правую руку. Согласно житию, Иоанн в слезах всю ночь молился в храме перед иконой Богородицы, прижимая к локтю отрубленную руку, и под конец заснул. Наутро рука оказалась исцеленной и приросшей к своему месту. Благодарный Иоанн написал икону Богородицы, держащей в руках отрубленную руку (известный в Византии и России иконографический тип “Троеручица”). Халиф, пораженный чудом, уверовал в невиновность Иоанна и предложил ему вернуться на прежнюю должность, но Иоанн просил отпустить его в монастырь. В лавре св. Саввы близ Иерусалима Иоанн, к тому времени знаменитый поэт, богослов и полемист, проходил суровое послушание, подчиняясь запрету писать и петь. Запрет был снят иерусалимским патриархом Иоанном (706—735), против воли рукоположившим Иоанна в сан священника; по просьбе патриарха, а затем и многих других епископов Иоанн написал большую часть своих сочинений. Иконоборческий собор 754 предал Иоанна проклятию как “мыслящего по-сарацински, сочинителя лжи, клеветавшего на Христа и злоумышлявшего против государства, учителя нечестия, извращавшего Писание”. Второй Никейский собор 787, осудивший иконоборчество, объявил Иоанна “глашатаем истины” и тогда же, вероятно, он был причислен к лику святых. Уже для современников Иоанн был признанным богословским авторитетом (хроники передают его прозвища “Златострунный”, “Мансур Сладкопевец” и “Святоречивый”). Его главное догматическое сочинение — “Источник знания”. Кроме того, ему принадлежит целый ряд менее обширных догматически-полемических произведений, в т. ч.: “Элементарное введение в догматику”, написанное для Лаодикийского епископа Иоанна, “О православном образе жизни, “О св. Троице”, а также множество опровержений ересей: “Диалог против манихеев”, “Состязание православного Иоанна с манихеем”, “Состязание христианина с сарацином”, “Против несторианской ереси”, “О вере против несториан”, “О соединении естеств”, “Три защитительные речи против порицающих св. иконы”, “Против акефалов”, “Против яковитов” и “О трисвятой песни”, “О двух волях во Христе”. Церковное предание приписывает Иоанну множество важных богослужебных текстов, в первую очередь гимнов: Пасхальный канон, каноны на Рождество, на Богоявление, на Вознесение, Октоих — воскресные службы, разделенные на 8 гласов, и заупокойную службу — всего до 64 канонов. Значительное место в творчестве Иоанна занимает агиография: “Похвалы” (энкомии) свв. Анастасии, Варвары, Илии, Иоанна Златоуста, “Страсти” свв. Артемисия, Параскевы, Петра Капитолийского. Вероятно, именно Иоанну принадлежит знаменитый средневековый роман “О Варлааме и Иоасафе”. Кроме того, он — автор множества сочинений морально-аскетического характера и проповедей. Во всех своих произведениях Иоанн Дамаскин прежде всего — верный хранитель традиции. Его задача не столько рационально обосновать православное вероучение (хотя фактически именно этим он был вынужден заниматься, полемизируя против ересей и опровергая аргументы противников), сколько исповедовать его во всей чистоте, хранить и защищать. Для него равно авторитетны Св. Писание и отцы Церкви, и хотя при изложении всякого вопроса ему приходится каждый раз делать выбор из различных богословских мнений, он безошибочно находит православную середину между двумя радикальными точками зрения. Его можно признать самым последовательным исповедником Халкидонской христологии. Именно через него эта христологая стала известна латинскому Западу и славянскому Востоку, где Иоанн Дамаскин по сей день остается главным систематизатором вероучения — “Аквинатом православия”. С философской точки зрения наибольший интерес представляют учения Иоанна о воле, свободе и предопределении, о человеке и его месте в творении, о природе образа; не лишена интереса его трактовка таких аристотелевских терминов, как сущность, ипостась, неделимое. .В отличие от других греческих отцов Церкви Иоанн во всех существенных вопросах — последовательный антиплатоник. Никакая природа не существует помимо ипостаси, которая есть соединение природы и неделимого (греч. άτόμον, лат. individuum, слав. “несекомое”). Из этого следует, что неиндивидуализированного бытия нет; что, помимо Бога, нет и не может быть вечньи, бестелесных, неизменных по своей природе сущностей; что идеи как общие понятия (роды и виды) не могут иметь самостоятельного существования (ипостаси); что небесные силы, ангелы и человеческие души по природе не бестелесны и не бессмертны: они называются бестелесными лишь в сравнении с грубоматериальными телами; они действительно бессмертны, но не по природе, а по благодати Божией. Материя не принцип индивидуации и не источник зла в мире, как полагали большинство платоников, ибо индивидуация — это единственно возможная форма самого бытия. В этике Иоанн подробно опровергает классическую формулу платонизма “никто не грешит добровольно”. Добровольное действие — это то, которое диктуется природой действующего, склонностью. Но в природе все обусловлено необходимостью; следовательно, добровольные действия не могут быть вменены как хорошие или дурные — они безразличны, вненравственны. Добровольно действуют и дети, и животные, но они не руководствуются разумом и, значит, не следуют свободному выбору, а подчиняются собственной природе, склонности. Свободная воля человека неотделима от разума; она либо тождественна ему, либо имеет в нем свой непосредственный источник. В свою очередь и разум существует только ради свободной воли: “ибо всякое размышление происходит ради действия” (“Источник знания”, гл. 39) — и только ради нее дан человеку, дабы он мог быть добрым. Разум, т. е. свободная воля в человеке, есть образ Божий, данный ему изначаль но, а добродетель — Божие подобие, приобретаемое им в его действиях. Таким образом, грех и зло в человеке не тождественны незнанию, как гласит аксиома платонизма; они происходят из сознательного выбора между разумом и склонностью, когда те не совпадают. Дистанцируется Иоанн от платонизма и в вопросах гносеологии, в частности в учении об иконе и ее прообразе. Согласно платоническому взгляду, источник всякой лжи, заблуждения и невежества — внимание к подобиям, заслоняющим собой для человека подлинное бытие. Всякое подобие онтологически ниже своего первообраза, и суть познания в том, чтобы очистить душу и разум от подобий. Эту точку зрения разделяли, по-видимому, наиболее философичные из византийских иконоборцев, против которых выступал Иоанн. Если такой взгляд верен, то Боговоплощение либо невозможно, либо означает понижение онтологического статуса Бога, ставшего, вочеловечившись, подобием самого себя. Если же верно, что Христос — вполне человек (“образ и подобие Божие”) и в то же время вполне Бог, то соотношение подлинного бытия и его отображения должно быть иным: Иоанн не признает онтологической пропасти между ними и вводит в соотношение образа-первообраза момент воли — статус образа обусловлен направленностью его воли или воли его создателя. Наконец, в логике Дамаскин полностью следует аристотелевскому учению о категориях и предикации вообще, принимая, впрочем, также учение неоплатоника Порфирия о предикабилиях.