Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida) появился на свет в то время, когда золотой век испанской живописи, как и испанской короны, были уже в прошлом. Ему не суждено было стать придворным художником, увековечить очередного монарха и расписывать знаменитые храмы. Вместо этого Соролья писал свою семью, рыбаков, детей и создал для музея в США огромные панно, изображающие сцены деревенской жизни в провинциях Испании. Он не вошел в число великих, как Веласкес и Гойя, до скандальной славы Пикассо и Дали ему тоже далеко. В истории национальной и мировой живописи импрессионист Соролья занимает свое особое место. Мальчик из Валенсии Будущий живописец родился в Валенсии в семье торговца. Когда Хоакину было два года, а его сестре Кончите всего один, их родители умерли от холеры. Детей взяла на воспитание тетя и ее муж. Слесарь Хосе Пикуэрес с детства пытался приобщить Хоакина к своему делу, но, увидев, что у мальчика есть способности к рисованию, не стал давить на него. В 14 лет Хоакин стал ходить на уроки рисунка при Школе ремесел, а в 15, получив от дядя в подарок ящик с красками, поступил в Школу изящных искусств Валенсии. Педагоги разглядели в Соролье талант, но одного таланта было мало: живопись во все времена была дорогим удовольствием, а Пикуэресу все труднее было покрывать расходы племянника. Чтобы оплачивать учебу, юноша стал писать картины на продажу. Дальнейшую жизнь Сорольи — не только творческую, но и личную — определил случай. Одну из своих картин Хоакин продал за сто реалов владельцу местной антикварной лавки. Выгода была сомнительной, потому что половину суммы делец отдал ненужным ему старьем. Но в один прекрасный день в лавку зашел известный фотограф Антонио Гарсиа Перис. Он так восхитился картиной Сорольи, что не просто купил работу, а разузнал все об авторе, нашел его и стал опекать, в частности, оплачивал расходные материалы для живописи. В мастерской Периса Хоакин познакомился с его дочерью Клотильдой Гарсиа дель Кастильо — своей будущей женой. Первые шаги В 18 лет Соролья отправился в столицу. Он копировал полотна Веласкеса, Риберы, Эль Греко в Прадо и отправлял свои работы на разные выставки — поначалу безуспешно. И вот, наконец, первая серьезная награда — серебряная медаль национальной выставки в Мадриде 1884 года. Позже Соролья признался, что все просчитал: при написании картины «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» (1884) он сделал ставку на котирующуюся тогда монументальность (4 х 5,8 м) и историко-драматическую тему. «Чтобы стать известным и получить здесь медаль, нужно изображать мертвецов», — сказал он другу. Cпустя год художник представил картину «Крик Паллетера» (1884), посвященную героическому эпизоду истории Валенсии — сопротивлению войскам Наполеона в 1808 году. Власти родного города заметили дарование и отправили его в Испанскую академию изящных искусств в Риме. Во время учебы Соролья совершил «вылазку» в Париж — город, который считался столицей мировой живописи. Больше всего его впечатлили картины натуралиста Бастьен-Лепажа и реалиста фон Менцеля. Но написанное им в сходной технике полотно «Погребение Христа» (1887) вызвало скандал в Валенсии. Набожных католиков возмутило чересчур «человечное» изображение библейских персонажей. Критики тоже разругали работу за избыточный натурализм. Шумиха быстро утихла, но художник в приступе ярости уничтожил «Погребение Христа». Сейчас в Музее Сорольи хранятся четыре фрагмента картины, которые специалисты смогли восстановить в 1979 году. В конце 80-х годов художник снова съездил в Париж. На Всемирной выставке он познакомился с творчеством северных и русских художников (Маковского, Айвазовского, Крамского), которые особенным образом передавали свет. Палитра самого Сорольи начала постепенно «просветляться». Международный успех В следующее десятилетие Соролья стал признанным художником и получил массу наград. «Другая Маргарита» (1892), сюжет который был навеян «Фаустом» Гете, завоевала «золото» на выставке в Мадриде и первую премию выставки в Чикаго. Она так и осталась в Америке — полотно купили, а позже передали в музей Университета Вашингтона (Сент-Луис). Картину «Возвращение с рыбалки» (1894) отметили серебряной медалью Парижского салона и тоже купили — для Люксембургского музея. Новаторские картины «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование» (обе — 1897), представленные в Мадриде, сразу окрестили шедеврами. Эти работы — вершина натуралистической живописи Сорольи. На них художник максимально точно воссоздал на холсте лабораторию своего друга Луиса Симарро и атмосферу научных изысканий. Славу, гремевшую по всей Европе, закрепило полотно «Печальное наследие» (1899). На нем Соролья изобразил купание в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. «Печальное наследие» принесло Соролье Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года, а также звание кавалера ордена Почетного легиона. В 40 лет Хоакин Соролья уже считался главным испанским художником современности. Художник света После «Печального наследия» Соролья оставил социальные темы. Он сосредоточился на картинах с вневременными сюжетами, вдохновленными образами испанского Леванта. Залитое солнцем побережье Валенсии, волны, бьющиеся о берег, резвящиеся в воде дети, рыбаки, выходящие в море под белыми парусами, струящиеся на ветру одежды. Художник научился фантастически передавать свет: он мастерски выписывал блики на листве, воде, одежде, смуглых телах купающихся детей (1, 2, 3, 4, 5). «Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее», — напишет художник в 1912 году. В отличие от французских импрессионистов, мазки у Сорольи четче, а фигуры людей — более натуралистичны. С «коллегами по стилю» его роднит легкая недосказанность очертаний на картинах. Наполненные легкостью и радостью работы публика принимала очень тепло. Первая крупная (около 500 работ!) персональная выставка художника прошла в Париже в 1906 году. Тогда же Соролью «повысили» до офицера ордена Почетного легиона. Семья и дом мечты Единственной любовью и одной из главных моделей Сорольи была Клотильда (1, 2, 3). На известной работе «Моя семья» (1901) художник изобразил жену с детьми Марией, Хоакином и Еленой, а заодно и свое отражение в зеркале. Критики усмотрели в работе привет «Менинам» Веласкеса. Для одной из самых известных его картин — «Прогулка по берегу моря» (1909) — позировали опять-таки Клотильда и старшая дочь Мария. Долгое время у семьи не было своего дома. В 1905 году Соролья смог купить участок в Мадриде, но на строительство средств не хватило. Деньги нашлись неожиданно — по другую сторону Атлантики. В 1908 году в Лондоне, где проходила его выставка, Соролью познакомили с магнатом и меценатом из США Арчером Хантингтоном. Тот как раз основал Испанское общество Америки в Нью-Йорке. Через год в Новом свете провели выставку Сорольи, для которой через океан доставили почти 350 картин. 195 из них раскупили! Оставшись в Америке на полгода, художник написал на заказ около 20 портретов, в том числе тогдашнего президента Уильяма Тафта. В 1911 году Соролья наконец построил дом своей мечты — двухэтажный особняк, окруженный большим садом, который напоминал ему о двориках Андалусии. Виды Испании В том же году Хантингтон предложил Соролье создать серию больших картин об Испании для украшения здания общества в Нью-Йорке. Предполагалось, что это будут работы на исторические темы, но Соролья предложил написать серию «Виды Испании» и отразить в ней жизнь разных уголков страны. 14 панно, высота каждого — от 3,5 до 4 метров, общая длина — 68 метров. Наварра и Каталония, Валенсия и Севилья, Кастилия и Леон — Соролья мотался по всей Испании, посещал народные праздники, делал эскизы. В центре композиции он помещал жителей, одетых в яркие наряды. Помимо культурного своеобразия регионов, он стремился передать и их природу (1, 2, 3). Музей Сорольи Последнее панно Соролья завершил и отправил в Америку в 1919 году. Результата своего титанического труда художник не увидел. Зал Испанского общества, украшенный картинами Сорольи, открыли только в 1926 году, когда автора уже не было в живых. В 1920 году Соролью прямо за мольбертом сразил инсульт. Последние три года жизни он был обездвижен. Биографы полагают, что причиной удара стали годы многочисленных разъездов и интенсивной работы — творческое наследие художника насчитывает более двух тысяч полотен. Хранившиеся в семье работы Клотильда подарила государству. В 1932 году в доме художника открыли Музей Сорольи. Его первым директором стал Хоакин-младший — таково было условие вдовы. Дочери Сорольи пошли по стопам отца: Мария стала художником, а Елена — скульптором. Еще в 1899 году Хоакину Соролье присвоили титул «Любимый сын Валенсии». А в 2011 году власти города назвали именем своего знаменитого земляка новый железнодорожный вокзал. Автор: Лариса Кузора https://artchive.ru/joaquinsorolla