Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог. Бог как совершенство Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит, он существует вне нас и вне этого мира (Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).
Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой.
Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого.
Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. Таких доказательств (путей) пять: 1) доказательство через движение; 2) доказательство через производящую причину; 3) доказательство через необходимость; 4) доказательство от степеней бытия; 5) доказательство через целевую причину.