Познание совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т.е. от осуществляющегося в них единого процесса; следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело. Мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести.
Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой.
Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. Таких доказательств (путей) пять: 1) доказательство через движение; 2) доказательство через производящую причину; 3) доказательство через необходимость; 4) доказательство от степеней бытия; 5) доказательство через целевую причину.