Основным учением Анаксагора была идея о том, что мир состоит из бесчисленного количества мельчайших частиц, которые он назвал "ноус" (разум). Он считал, что эти частицы являются неделимыми и бесконечными, и что они содержат в себе начала всех вещей. Он отличал разум от материи и считал его причиной движения и порядка в мире.
Основной идеей учения была концепция "апейрона" – беспредельного, неопределенного начала, первоосновы всех вещей, более фундаментального, чем другие элементы. Он также разработал космологическую теорию, предполагая, что мир возник из бесконечной и неопределенной первоосновы путем ее превращения.
Основные идеи Гераклита связаны с понятием "панта рей" (всё течет или всё меняется), что означает утверждение, что основой всего является постоянное изменение. Еще он говорил о борьбе как основе мира, взаимосвязи противоположностей, идее о "логосе" (разуме) как универсальном принципе порядка и знания.
Зенон известен своими парадоксами, которые он использовал для демонстрации неразрешимости некоторых философских проблем. Одним из наиболее известных парадоксов Зенона является парадокс Ахилла и черепахи, который он использовал для доказательства своей идеи о неподвижности и неделимости времени и пространства.
Центральной идеей учения была концепция единства и неподвижности бытия. Парменид утверждал, что реальность состоит из единого, неделимого и неизменного бытия, которое он называл "Бытие" или "Оно". По его мнению , мир чувственного опыта, который мы воспринимаем через наши ощущения, является иллюзорным.
Одной из ключевых концепций Эмпедокла, была теория "любви" и "раздора". Все элементы объединяются и разделяются под воздействием любви и раздора, что обеспечивает бесконечный цикл изменений и преобразований в природе. Он, утверждал, что все вещи состоят из неделимых и неподвижных частиц, которые он назвал "простыми элементами".