Совершенно обособленную позицию, целой пропастью отделявшей его от этих «детей моды», занимал гениальный Фредерик Шопен. Шопен родился 22 февраля 1810 г. в Желязовой Воле близ Варшавы. Отец его был выходцем из Лотарингии. Шопен с детства воспитывался в кругу польского дворянства, идеологию которого он усвоил себе навсегда. Восьми лет он уже концертировал публично. Учителем мальчика был выдающийся польский теоретик и оперный композитор Иосиф Эльснер (1769—1854). Сильное влияние на юношу оказали выступления Гуммеля и Паганини, посетивших в 1828— 1829 г. Варшаву. В 1829 г. Шопен, по окончании своих консерваторских занятий, предпринял поездку в Краков и Вену. В Вене состоялось публичное выступление Шопена, сопровождавшееся большим успехом. В том же году вышли из печати его первые произведения для фортепиано, два рондо. В 1830 г. Шопен, покинув свою родину, вновь посетил Вену, затем через Германию проехал в Париж. Первое публичное выступление Шопена в Париже состоялось 26 февраля 1832 г. С тех пор Париж остается постоянным местом деятельности Шопена, хотя первоначально он остановился здесь, как гласил его паспорт, «проездом в Лондон». Отсюда он предпринимает небольшие поездки в Германию, Англию, на остров Майорку. После 1835 г. публичные выступления Шопена становятся чрезвычайно редкими, он замыкается всецело в своем творчестве и педагогической деятельности. С 1836 г. начинается его сближение с писательницей Жорж Санд, перешедшее в прочную привязанность, продолжающуюся до 1847 г. В 1838 г., во время совместного посещения острова Майорки, он начал сочинять свои гениальные прелюды — 24 кратких поэмы, совершенно новое слово в истории фортепианной музыки. К тому же времени (несколько позднее) относится его потрясающе-трагическая соната для фортепиано (изд. 1840) с траурным маршем. Революция 1848 г. устрашает Шопена, и он временно переезжает в Англию. Скончался Шопен 17 октября 1849 г. в Париже. Судя по отзывам Гейне, Листа, Шумана, Берлиоза, современников Шопена, он был одним из самых замечательных пианистов-исполнителей, известных в истории. «Концерт Шопена состоялся за несколько дней до листовского,— пишет по поводу одного из его выступлений Берлиоз. — Это — превосходный талант неоспоримой оригинальности. Его произведения по-своему ярко непосредственному характеру, своей смелой ритмике и гармонии, своему капризному, беспокойному и летучему мелодическому стилю еще более необычайны... Он избегает шумных и смешанных по своему составу аудиторий, не чувствуя себя призванным господствовать над ними. Ему необходимо сосредоточенное внимание и созерцательное настроение слушателей». «Представьте себе, — писал в 1831 г. по поводу игры Шопена Шуман, — что эолова арфа обладает всеми тональностями и рука артиста перемешивает их во всевозможных фантастических украшениях, но только так, что всегда слышен глубокий основной звук и мягко певучий верхний голос. Таким образом, можно получить приблизительную картину его игры...» (отзыв об исполнении Шопеном его As-dur'ногo этюда). К этому мы прибавим еще несколько строк, набросанных мастерским пером Гейне: «Шопен — не только виртуоз, блещущий своей технической законченностью, но и композитор, достигший предельных высот... Он происходит из французской семьи в Польше и воспитание отчасти получил в Германии. Влияние трех национальностей делают его личность в высшей степени примечательной. Он усвоил себе лучшие черты трех народностей: Польша дала ему свой рыцарский характер и историческую скорбь, Франция свое легкое изящество, грацию, Германия — романтическое глубокомыслие... Природа же дала ему красивую, изящную, немного худощавую фигуру, благородное сердце и гений. Дар Шопена следует назвать гением в полном смысле слова; он не только виртуоз, но и поэт звуков. Ничто не может сравниться с наслаждением слушать Шопена, когда он импровизирует за фортепиано...» («Лютеция», 1837). Шопен был композитором почти исключительно фортепианным. Всю свою творческую энергию он сосредоточил в этой области. Всего им написано 74 сочинения (сонаты, этюды, ноктюрны, импромптю, прелюдии, фантазии, два концерта, четыре скерцо, четыре баллады, ряд произведений в различных художественных формах танца — вальсы, мазурки, полонезы, тарантелла — вариации, соната для виолончели и фортепиано, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 17 польских песен, интродукция и полонез для фортепиано и виолончели). Часть произведений Шопена была издана уже после его смерти. Шопен рос в общественной обстановке дворянского национально-культурного движения в Польше. Конечно, не следует идеализировать этой обстановки. Политические симпатии Шопена были всецело па стороне среднего дворянства. Но в известный момент развития польской культуры польское среднее дворянство, ставшее на борьбу с царским самодержавием, вызывало симпатии тогдашних передовых европейских слоев. Несомненны черты народничества у Шопена, хотя народничество это близко соприкасалось с тем национализмом, который объяснял гибель родины исключительно внешним насилием при полном забвении внутренних классовых причин. Поэтому объяснение творческой психологии Шопена, в которой смешиваются элементы мелкобуржуазного романтизма с элементами дворянско-аристократического мировоззрения — задача очень сложная, до сих пор удовлетворительно еще не разрешенная музыковедением. Огромное воздействие музыки Шопена, ее доступность для самых широких масс является результатом его глубокого понимания народной музыки. При всей изысканности шопеновского фортепианного стиля, мазурки, полонезы, вальсы Шопена воспроизводят в тонкой художественной форме мотивы, бытовавшие в народной среде. С другой стороны, Шопен был одним из самых замечательных поэтов звука. Он умел возвыситься над традиционными, уже потерявшими остроту своего воздействия на слушателей формами. Стиль его музыки обдуман до мельчайших подробностей под углом безупречного художественного вкуса. Классическая завершенность у Шопена ничуть не препятствовала живому порыву его фантазии. Шопен должен быть отнесен к романтической школе, и в его музыке можно найти черты, сближающие его с художественным мировоззрением поэтов романтической школы, и в первую очередь с такими представителями польской дворянской романтической школы, как Мицкевич. Замкнувшись всецело в области фортепианного музыкального творчества, он довел его до величайшей художественной выразительности. Многие поколения пианистов на тысячах публичных концертов старались воспроизвести дивные порождения его творческой фантазии. Но Шопен с трудом поддается полному воплощению средствами виртуозного искусства. Он требует от исполнителя полнейшей легкости, завершенности, полной поэтизации игры. Ритмическая капризность его музыки, ее структурная изысканность стоят совершенно особняком в истории фортепианной музыки. Шопен одинаково велик и как автор фортепианных миниатюр (им создана совершенно особая отрасль фортепианной лирики—прелюды), и как творец монументальных сонат — баллад. Такие произведения Шопена, как его знаменитая Ь-шо1Гная соната с траурным маршем, его прелюды — ряд музыкальных записей из дневников Шопена — достойны лучших стихотворений Пушкина и стоят на тех же вершинах художественного творчества, где сияют имена Гете, Гейне, Пушкина. В области гармонии Шопен дает ряд столь смелых и острых оборотов и образований, что в его лице можно видеть предшественников самых смелых новаторов XX века — Скрябина и Шенберга. Прочная связь Шопена с польской инструментальной народной музыкой объясняет ладовую окраску, и ритмическую структуру его сочинений. Язык звуков Шопена — язык, доступный миллионам трудящихся. На этом основано его всеевропейское влияние. Тот материал, на котором он работал — результат творчества трудящихся, которые, по словам Горького, создали все лучшее в искусстве. В его фортепианной музыке выражено обилие оттенков переживаний, от самых скорбных до самых радостных. Особое значение для развития фортепианной музыки XIX и XX вв. имели его миниатюрные фортепианные поэмы, как можно назвать прелюды Шопена, и его изумительные по богатству художественного содержания этюды. Все крупные композиторы второй половины XIX века, начиная с Шумана и Листа, русские «кучкисты» и кончая Дебюсси и Скрябиным, отразили глубокое воздействие этого величайшего поэта фортепианного стиля, столь богатого возможностями развития.