В XIX веке. была найдена библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VIIcт. до н. э. Археологи нашли около 30 тыс. глиняных табличек с клинописными текстами. Это событие открыло путь для изучения истории и культуры народов Месопотамии. Сегодня в музеях мира хранится около 500 тысяч табличек. Без этих глиняных табличек мы знали бы о Месопотамии только из текстов Ветхого Завета и трудов античных ученых.
Культура XIX ст. являлась культурой дневников. Благодаря им мы видим внутренний мир живших тогда людей. Сегодня ежедневники не пишут. Сегодня авторы уничтожают неудачные версии своих первоочередных записей. В этом – потеря того, с чего начиналось мышление. Мы видим лишь завершающий этап их размышлений.
Именно в библиотеке Ашшурбанипала нашли эпос о Гильгамеше. Он был записан около XXI века. до н.э. Расшифровал и перевел на английский язык это произведение Джордж Смит.
Сегодня полагают, что Гильгамеш был исторической фигурой. Он жил примерно в XXVII-XXVI вв. до н. Гильгамеш был царем города Урука. По преданию он был на треть человек, а на две трети – Бог. Здесь можно встретить перекликание с Библией.
Согласно эпосу Гильгамеш был «великим человеком». Он самоуверенный и сильный правитель, претендовавший на всех женщин. Это многим не нравилось и со временем он начал надоедать местным жителям Урука. Население города попросило богов отправить кого-нибудь, кто поспорил бы с Гильгамешем. И боги прислали лесного человека Энкиду. Боги стали цивилизовывать Энкиду.
Все глиняные таблички, на которых записано Эпос о Гильгамеше, не содержат описаний осуществления ритуального культа. Но мы можем предположить, что жрецы играли очень важную роль. Вот такая жрица и могла быть мамой Гильгамеша. Жрицы были посредниками между богами и людьми. Цивилизованность Энкида была связана с общением с жрицей, что объясняло ему сущность цивилизации. Дорога к цивилизации – общение с жрицей, что в свою очередь общается с богами. Храмовая жрица – ключ к городу и ключ к небесам, где живут боги. Человек живет в городе, ест хлеб, пьет пиво и общается с храмовой жрицей согласно верованиям народов древней Месопотамии.
После общения с жрицей Энкиду приходит в город Урук в Гильгамеш. Сначала они начали выяснять отношения, боролись, а впоследствии выпили пива и стали лучшими друзьями. Они решили, что будут вместе искать приключения. Перед нами дикий человек из города и цивилизованный человек, дикий.
Далее Гильгамеш и Энкиду отправляются в Ливант (современная Сирия, Ливан, Израиль) – на край света. Это восточная часть Восточного Средиземноморья. Здесь был кедровый лес. Это практически современный Израиль. Кедр был необходим для строительства храма или дворца.
В Библии также упоминается кедр и ливант. Небесным отцом Гильгамеша, по преданию, был Шамош – бог солнца. Последний помогает нашим героям. Сначала они убивают дикого зверя Хунбабу.
Впоследствии Гильгамеш и Энкиду встречают богиню Энан – богиню военного дела и мудрости. Она предлагает Гильгамешу взять ее замуж – тот отказывается. После этого она посылает быка, побеждаемого нашими героями. Человек противопоставляет себя Богу. Герои убивают быка и противопоставляют себя богам, гневают их. После этого боги сообщают, что один из них должен умереть. Наверное, это должно быть Энкиду. Он умирает. Гильгамеш плачет над телом Энкиду.
Гильгамеш впервые понимает, что такое смерть, хотя и многих убивал до этого. Гильгамеш отправляется в степь, переодевается в львиную шкуру и говорит, что хочет вернуть своего друга и понять, чем на самом деле смерть. И боги, чтобы дать Гильгамешу понимание, что такое смерть отправляют его на самый край света, где живет старец Кутнапишти, переживший потоп и живущий вечно. Гильгамеш спрашивает его: «Как жить вечно». Ответ – попробуй бодрствовать семь дней и тогда я тебя научу как жить вечно. Но Гильгамеш засыпает и это символизирует его человеческую природу.
Кутнапишти рассказывает историю потопа. Боги его предупредили о потом. Он погрузил всем живым ковчег и таким образом спасся плавая 6 дней. За это Боги наградили его и его жену бессмертием. Подобные мифы о потом можно встретить у многих народов. Эта история связана с водой.
В середине XIX ст. эта легенда стала известна широкой публике. Это был шок, поскольку нечто подобное можно найти в Ветхом Завете. Оказалось, что библейский миф – это всего-навсего определенное предание. Оказалось, что миф о Ное связан с древними временами.
Шумеры считали, что боги создали людей, чтобы те за них копали каналы. Потом люди стали слишком шумными и боги наслали на них потоп, чтобы немного усмирить. В Месопотамии родители рожали детей для того, чтобы они были помощниками, а не для того, чтобы ими любоваться.
Гильгамеш проспал семь дней и очень разочаровался. Но Кутнапишта подсказал Гильгамешу, где можно найти растение, принесшее ему вечную молодость. Гильгамеш отправился за этим растением и сорвал его. Но впоследствии произошло несчастье. Когда Гилгамеш заснул, хитрая змея съела его растение. Подобное мы видим и в Библии. После этого Гильгамеш вернулся в Урук. Это был его душевный цикл, начинавшийся с города Урук и им же и завершившийся.
Всего эпос о Гильгамеше записан на 12 глиняных таблицах. В последней 12 таблице Энкиду оказывается живым и Гильгамеш отправляет его в царство мёртвых. Энкиду возвращается и сообщает, что не стоит туда отправляться, потому что там плохо – не стоит пытаться попасть в другой мир.
В шумерской культуре Гильгамеш стал покровителем кладбищ и проводником в потусторонний мир. 12 таблиц эпоса показывают определенный цикл года. Это был естественный цикл, по которому и жили люди.
В целом эпос о Гильгамеше является одним из первых литературных произведений нашей цивилизации. Он заложил устои для последующих мифов, легенд. Эхо эпоса о Гильгамеше, частично, можно отыскать также и в Библии.