Джордж Оруэлл (настоящее имя Эрик Артур Блэр, англ. Eric Arthur Blair) — английский писатель и публицист. Родился 25 июня 1903 в Матихари (Бенгалия). Его отец, британский колониальный служащий, занимал незначительный пост в индийском таможенном управлении. Оруэлл обучался в школе св. Киприана, в 1917 получил именную стипендию и до 1921 посещал Итонский колледж. В 1922-1927 служил в колониальной полиции в Бирме. В 1927, вернувшись домой в отпуск, решил подать в отставку и заняться писательством. Ранние — и не только документальные — книги Оруэлла в значительной мере автобиографичны. Побывав судомоем в Париже и сборщиком хмеля в Кенте, побродив по английским сёлам, Оруэлл получает материал для своей первой книги «Собачья жизнь в Париже и Лондоне» (Down and Out in Paris and London, 1933). «Дни в Бирме» (Burmese Days, 1934) в значительной степени отобразили восточный период его жизни. Подобно автору, герой книги «Пусть цветёт аспидистра» (Keep the Aspidistra Flying, 1936) работает помощником букиниста, а героиня романа «Дочь священника» (A Clergyman's Daughter, 1935) преподает в захудалых частных школах. В 1936 Клуб левой книги отправил Оруэлла на север Англии изучить жизнь безработных в рабочих кварталах. Непосредственным результатом этой поездки стала гневная документальная книга «Дорога на Уиган-Пирс» (The Road to Wigan Pier, 1937), где Оруэлл, к неудовольствию своих нанимателей, критиковал английский социализм. Кроме того, в этой поездке он приобрёл стойкий интерес к произведениям массовой культуры, что нашло отражение в его ставших классическими эссе «Искусство Дональда Макгила» (The Art of Donald McGill) и «Еженедельники для мальчиков» (Boys' Weeklies). Гражданская война, разразившаяся в Испании, вызвала второй кризис в жизни Оруэлла. Всегда действовавший в соответствии со своими убеждениями, Оруэлл отправился в Испанию как журналист, но сразу по прибытии в Барселону присоединился к партизанскому отряду марксистской рабочей партии ПОУМ, воевал на Арагонском и Теруэльском фронтах, был тяжело ранен. В мае 1937 он принял участие в сражении за Барселону на стороне ПОУМ и анархистов против коммунистов. Преследуемый тайной полицией коммунистического правительства, Оруэлл бежал из Испании. В своем повествовании об окопах гражданской войны — «Памяти Каталонии» (Homage to Catalonia, 1939) — он обнажает намерения сталинистов захватить власть в Испании. Испанские впечатления не отпускали Оруэлла на протяжении всей жизни. В последнем предвоенном романе «За глотком свежего воздуха» (Coming Up for Air, 1940) он обличает размывание ценностей и норм в современном мире. Оруэлл считал, что настоящая проза должна быть «прозрачна, как стекло», и сам писал чрезвычайно ясно. Образцы того, что он считал главными достоинствами прозы, можно видеть в его эссе «Убийство слона» (Shooting an Elephant) и в особенности в эссе «Политика и английский язык» (Politics and the English Language), где он утверждает, что бесчестность в политике и языковая неряшливость неразрывно связаны. Свой писательский долг Оруэлл видел в том, чтобы отстаивать идеалы либерального социализма и бороться с тоталитарными тенденциями, угрожавшими эпохе. В 1945 он написал прославивший его «Скотный двор» (Animal Farm) — сатиру на русскую революцию и крушение порожденных ею надежд, в форме притчи рассказывающую о том, как на одной ферме стали хозяйничать животные. Его последней книгой был роман «1984» (Nineteen Eighty-Four, 1949), антиутопия, в которой Оруэлл со страхом и гневом рисует тоталитарное общество. Умер Оруэлл в Лондоне 21 января 1950 от туберкулеза.
Библиография:
Романы 01 — Down and Out in Paris and London (1933) / Фунты лиха в Париже и Лондоне ( = Собачья жизнь в Париже и Лондоне) 02 — Burmese Days (1934) / Дни в Бирме 03 — A Clergyman's Daughter (1935) / Дочь священника 04 — Keep the Aspidistra Flying (1936) / Да здравствует фикус! 05 — The Road to Wigan Pier (1937) / Дорога на Уиган-Пирс 06 — Homage to Catalonia (1939) / Памяти Каталонии 07 — Coming Up for Air (1940) / Глотнуть воздуха 08 — Nineteen Eighty-Four (1949) / 1984 Повести 1945 — Animal Farm / Скотный двор Статьи 1940 — Рецензия на «Майн Кампф» Адольфа Гитлера 1946 — Рецензия на «Мы» Е. И. Замятина 1947 — Предисловие к украинскому изданию «Скотного двора» Эссе 1931 — Казнь через повешение ( = Повешение )/ A Hanging 1931 — Ночлежка / The Spike 1932 — Клинк / Clink 1936 — Воспоминания книготорговца ( = Воспоминания о работе в книжном магазине ) / Bookshop Memories 1936 — Как я стрелял в слона ( = Убийство слона ) / Shooting an Elephant 1937 — Down the Mine 1937 — North and South 1937 — Кое-что из испанских секретов / Spilling the Spanish Beans 1939 — Чарльз Диккенс / Charles Dickens 1939 — Не считая чёрных / Not Counting Niggers 1939 — Марракеш / Marrakech 1940 — Еженедельники для мальчиков / Boys' Weeklies 1940 — Charles Reade 1940 — Во чреве кита / Inside the Whale 1940 — Моя страна, правая она или левая / My Country Right or Left 1940 — Мысли в пути / Notes on the Way 1941 — Англия, твоя Англия / England Your England 1941 — Литература и тоталитаризм / Literature and Totalitarianism 1941 — Искусство Дональда Макгилла / The Art of Donald McGill 1941 — Лев и единорог: социализм и английский гений / The Lion and the Unicorn: Socialism and the English Genius 1941 — Ни одного / No, Not One 1941 — Уэллс, Гитлер и Всемирное государство / Wells, Hitler and the World State 1942 — Т. С. Элиот / Burnt Norton, The Dry Salvages, and East Coker by T. S. Eliot 1942 — Вспоминая войну в Испании / Looking back on the Spanish War 1942 — Редьярд Киплинг / Rudyard Kipling 1943 — Присяжный забавник / Mark Twain — The Licensed Jester 1943 — Уильям Батлер Йейтс / W. B. Yeats 1943 — Могут ли социалисты быть счастливыми? / Can Socialists Be Happy? 1944 — Артур Кестлер / Arthur Koestler 1944 — Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали / Benefit of Clergy: Some Notes on Salvador Dali 1944 — Пропаганда и демотическая речь / Propaganda and Demotic Speech 1944 — Раффлз и мисс Блэндиш / Raffles and Miss Blandish 1944 — Англичане / The English People 1945 — Антисемитизм в Британии / Anti-Semitism in Britain 1945 — Freedom of the Park 1945 — Future of a Ruined Germany 1945 — В защиту П. Г. Вудхауза / In Defence of P. G. Wodehouse 1945 — Nonsense Poetry 1945 — Заметки о национализме 1945 — Poetry and the Microphone 1945 — Хорошие плохие книги / Good Bad Books 1945 — Месть обманывает ожидания (= Кислая месть ) / Revenge is Sour 1945 — Торжество открытого огня / The Case for the Open Fire 1945 — Спортивный дух / The Sporting Spirit 1945 — В защиту английской кухни / In Defence of English Cooking 1945 — You and the Atomic Bomb 1946 — Чашка доброго чая (= Чашка отменного чая ) / A Nice Cup of Tea 1946 — Угроза литературе (= Подавление литературы / The Prevention of Literature 1946 — Книги против сигарет / Books vs. Cigarettes 1946 — У вас перед носом / In Front of Your Nose 1946 — Некоторые соображения по поводу серой жабы / Some Thoughts on the Common Toad 1946 — Доброе слово о викарии из Брэя / A Good Word for the Vicar of Bray 1946 — Признания рецензента / Confessions of a Book Reviewer 1946 — Decline of the English Murder 1946 — Почему я пишу / Why I Write 1946 — Pleasure Spots 1946 — Политика и английский язык / Politics and the English Language 1946 — Политика против литературы. Взгляд на «Путешествия Гулливера» / Politics vs. Literature: an Examination of «Gulliver's Travels» 1946 — Как умирают бедняки (= Как умирают бедные ) / How the Poor Die 1946 — Riding Down from Bangor 1946 — Джеймс Бёрнем и революция менеджеров / Second Thoughts on James Burnham 1947 — Лир, Толстой и шут ( = Толстой и Шекспир ) / Lear, Tolstoy and the Fool 1947 — О радости детства... / Such, Such Were the Joys 1948 — Рецензия на "Суть дела" Г. Грина / The Sanctified Sinner 1948 — Писатели и Левиафан / Writers and Leviathan 1949 — Размышления о Ганди / Reflections on Gandhi
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/18629-dzhordzh-oruell