(1859—1952) — амер. философ, педагог, обществ. деятель; один из осн. представителей и реформаторов прагматизма. Окончил ун-т шт. Вермонт (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (Нью-Йорк) ун-тов (1904—31). Осн. соч.: «Школа и общество» (1899), «Опыт и природа» (1922), «Влияние Дарвина на философию» (1910), «Человеческая природа и управление» (1922), «Поиск определенности» (1929), «Искусство и опыт» (1934), «Логика: Теория исследования» (1938), «Проблемы человека» (1946), «Познание и познаваемое» (1949, совм. с А.Ф.Бентли), «Как мы мыслим» (1950). Опираясь на положения классиков филос. прагматизма Ч.С.Пирса и У.Джемса, стремился соединить их идеи с концепциями позитивизма и бихевиоризма. Полагал, что действительное познание достижимо лишь посредством ест.-науч. методов, и его результаты исключают реальность трансцендентного, к-рое он отождествлял с «имматериальным». Столкновение индивида с проблемами, возникающими в материальной сфере, явл. важнейшим стимулом мышления как такового; след-но, мышление и познание должны быть направлены, прежде всего, на выявление наиболее эффективных путей разрешения этих проблем. Развивая эту характерную для прагматизма идею, Д. фактически свел весь процесс науч. поиска и познания к процедурам осознания, оценивания и разрешения «проблемных ситуаций», не делая при этом принципиального различия между таковыми в обыденной, профессиональной и собственно науч. сферах. Свою филос. концепцию он обозначил как «инструментализм», подчеркивая, что всякое знание (идея) обретает к.-л. ценность, лишь будучи инструментом достижения максимальной практ. пользы в данных обстоятельствах и для данного случая. Отсюда осн. мысль Д. относительно статуса философии и науки: они явл. не «системами чистого знания», а осуществляют адаптивную и преобразующую функции в процессе истор. развития человечества. Однако средства, избираемые для решения проблемы, не м.б. произвольными, но должны быть адекватны характеру проблемы и цели ее разрешения, т.к. неадекватные средства могут извратить самую благородную цель. Соблюдение этого принципа он считал залогом процветания «идеальной демократии», предпосылки к-рой видел в полит. системе США. Идеи Д. получили в свое время широкое распространение в амер. педагогике, став теор. основанием т.н. проблематизирующего обучения, к-рое предполагает отказ от традиц. «дикторских» форм преподавания в пользу саморазвития ученика в процессе самост. решения им проблем, предлагаемых педагогом. Соч.: Психология и педагогика мышления. М., 1996; Демократия и образование. М., 2000; Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003; Общество и его проблемы. М., 2002; От ребенка — к миру; от мира — к ребенку: Сб. статей. М., 2009. Лит.: Гуреева А.А. Критический анализ прагматической эстетики Д. Дьюи. М., 1983; Кроссер П. Нигилизм Джона Дьюи. М., 1958; Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст. Владимир, 2005; Шеврадзе Б.А. Философия Джона Дьюи. Тбилиси, 1998. Е.В.Гутов