Чарли Паркер

Непревзойденный исполнитель, Чарли Паркер является не просто культовым музыкантом. Он был одним из родоначальников совершенно нового музыкального направления – бибопа. Как говорил он сам: «Бибоп не имеет к джазу никакого отношения, это что угодно, но не джаз. В нем нет свинга». Тем не менее джазовые музыкальные заслуги Паркера нельзя недооценивать, ведь его учителями были известнейшие джазмены, у которых он перенял манеру игры, некоторые исполнительские приемы и чувство стиля. Паркер – величайший импровизатор, выходящий далеко за пределы классических общепринятых джазовых традиций. Недаром бибоп называли «прогрессивным джазом». Яркий новатор, Паркер был одним из тех молодых исполнителей, которые искали собственный путь к славе – и в итоге нашли его. Чарльз Кристофер Паркер, как его назвали родители, появился на свет 29 августа 1920 года в городе Канзас Сити, штате Канзас. Отец мальчика – Чарльз Паркер, был достаточно музыкальным человеком. Он подрабатывал в нескольких амплуа: играл на фортепиано, танцевал и пел. А вот мать – Эдди Паркер, не имела музыкальных талантов и работала уборщицей. Несмотря на то, что Чарльз был единственным ребенком в семье, отец не баловал его вниманием, а всю заботу о воспитании взяла на себя мать. Через 7 лет после рождения Паркера семья переезжает в штат Миссури, в город с аналогичным названием – Канзас Сити. В нем маленький Чарли и провел все свое детство и юношество, в этом же городе он пошел в общеобразовательную школу. В начале 1930-х годов отец Паркера бросает семью, что очень сильно отразилось на душевном равновесии мальчика. Чтобы отвлечься, он начинает играть в школьном ансамбле на разновидности медного духового инструмента – эйфониуме, а его мать покупает ему саксофон-альт, чтобы поднять сыну настроение. Когда Паркеру исполнилось 14 лет, Эдди Паркер зачисляет сына в Высшую школу Линкольна. Но обучение абсолютно не давалось Чарльзу, так как все его мысли всецело начала поглощать музыка. Пользуясь тем, что мать отсутствовала по вечерам, работая уборщицей, Паркер сбегал из дома и отправлялся в ночные клубы. В одном из них он услышал альтового саксофониста Лестера Янга, который стал для мальчика кумиром. Через год, когда ему исполнилось 15 лет, Чарли бросает школу и присоединяется к выступающим городским музыкантам. В этом же возрасте подросток начинает употреблять наркотики. В скором времени Паркер начинает выступать в ночных клубах, не имея никакого музыкального образования. Отчасти, его спасала наглость, ведь как исполнитель он был все еще очень слабым. Пальцы не поспевали за стремительными идеями, рождавшимися у него в голове, поэтому он мог сбиться с ритма или вовсе остановиться посреди произведения. За это он зачастую бывал осмеянным, что очень сильно его задевало. Например, в 1937 году посреди джем-сессии в клубе «Reno» Паркер потерял чувство гармонии и прекратил играть, замерев в растерянности, за что был осмеян публикой и с позором выгнан из зала. Чарли Паркер и Buster Smith Чтобы доказать всем свое превосходство, Чарли стал заниматься по 15 часов в день, абсолютно не жалея себя. Он вступает в группу «Buster Smith» и перенимает у них многие приемы игры. Поворотным для Паркера стал 1938 год, когда он присоединился к биг-бенду Джея МакШенна. В 1939 он отправляется с ними в турне в Нью-Йорк и решает остаться в этом городе. Чтобы заработать денег на еду, он моет посуду, одновременно с этим участвуя в джем-сессиях в ночных клубах. На одной из них к Паркеру внезапно приходит осознание того, что если использовать верхние ноты сложных аккордов в качестве мелодической линии, можно модулировать в любую тональность, не ограничивая себя ничем. Это открытие позволило ему наконец-то выразить то, что он не мог передать с помощью обычной музыки. В 1941 году вместе с оркестром Джея МакШенна Паркер записывает композицию «Honeysuckle Rose» и к нему приходит известность. В это время он и заработал свою кличку «Yardbird». В 1942 году Чарльз вместе с группой единомышленником, среди которых был Диззи Гиллеспи, начинает экспериментировать с джазом в ночных клубах Гарлема. Уже через 3 года Чарли создает собственную группу, играющую бибоп. Доведя новый стиль до совершенства, коллектив Паркера совершает революцию в джазовой музыке. Десятки оркестров начинают пытаться играть в той же манере, что и коллектив Паркера. В 1947 Чарли создает квинтет, с которым записывает свои известнейшие произведения. С этого момента он начинает вести активную гастрольную и творческую деятельность. В 1949 году Чарли Паркер делает запись шести произведений совместно со струнным оркестром. Его звук в этих записях гораздо чище и мягче, а импровизации более продуманные и гармоничные. В это время Паркер не принимал наркотиков, и это ясно слышно по более изящным и естественным сольным вставкам.В 1954 году, из-за смерти своего ребенка, Паркер окончательно теряет волю к жизни. Последний его концерт был дан в клубе «Birdland», названного в честь музыканта. Выступление окончилось скандалом и от Паркера отвернулись все владельцы клубов. Ни одно заведение не хотело больше пускать к себя человека, впадающего в ярость от любых мелочей. Паркер уехал от всех и стал жить у своей поклонницы – баронессы де Кенигсвартер. В один из дней, смотря телевизор, Чарли Паркер скончался. Произошло это 12 марта 1955 года.Интересные факты: Насчет появления прозвища «Птаха» есть несколько разных мнений. Самое распространенное – это имя пошло от его друзей, из-за чрезмерного пристрастия Паркера к жареным цыплятам. Еще одно гласит, что во время путешествия со своей группой Паркер случайно въехал в курятник. Поэтому его в шутку прозвали «Yardbird» (Птичий двор), а затем сократили до простого «Bird» (птаха). Ну и последнее гласит, что так его прозвали из-за неимоверно легких, «порхающих» пальцев. Названия многих произведений, записанных им, имеют отсылки к птицам. Паркер просто обожал музыку скрипача Яши Хейфеца и мог часами слушать его пластинки. Его любимые записи со струнным оркестром оттолкнули от него многочисленных поклонников. Они утверждали, что Паркер продался за деньги, чем сильно ранили музыканта.Величайший джазмен – Луи Армстронг, сравнивал звучание бибопа с разучиванием упражнений. По свидетельствам его друзей, Паркер прекрасно разбирался в музыке: от классической европейской до латиноамериканской и кантри. Всю жизнь он пытался избавиться от героиновой зависимости, заменяя ее пристрастием к алкоголю. Его композиция «Night and Day» звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV. В 1948 году он заслужил титул «музыкант года» по версии авторитетного журнала «Метроном».Он очень интересовался музыкой Игоря Стравинского, находя в нем своего единомышленника в некоторых моментах использования музыкальной фактуры. В классический квинтет Паркера входил известнейший впоследствии трубач Майлс Дэвис. В 1953 году Паркер использовал пластиковый саксофон фирмы Grafton на одном из своих концертов. Он играл на 5 саксофонах, в том числе на одном, изготовленном специально для него на заказ фирмой «King». Под конец жизни Паркер принял ислам, став членом ахмадийского движения в США. Врач, делавший посмертное вскрытие, оценил возраст Паркера от 50 до 60 лет, хотя ему было всего 34 года. Похороны Паркера были оплачены Диззи Гиллеспи. Личная жизнь семья Чарли Паркера Чарли Паркер был очень популярен у женского пола, настолько, что некоторые поклонницы преследовали его из штата в штат. Неудивительно, что с таким отношением к себе он был женат несколько раз, причем женитьба абсолютно не мешала его разгульным похождениям. Первая его жена – Ребекка Раффин, вышла за него в 1936 году, когда Паркеру было всего 15 лет. От этого брака у Чарльза появилось двое детей – Леон и Фрэнсис. Брак был недолгим и распался уже через 3 года. В 1943 году он женился на танцовщице Джеральдине Скотт, но вместе они прожили совсем недолго. Из-за постоянных ссор пара быстро разошлась. Натура Паркера не терпела одиночества и вскоре он женится снова, на этот раз на Дорис Снайдор. Из-за пристрастия Паркера к наркотикам брак продержался всего 2 года, хотя официально они так и не развелись. В 1950 году он начинает жить с моделью Чан Ричардсон и ее дочерью Ким. Официально расписаться они не могли, так как Паркер не хотел разводиться с прежней женой – Дорис. Чан родила ему двоих детей, но в 1954 году маленькая дочка При умирает, что окончательно погружает великого джазмена в пучину наркозависимости. Лучшие композиции лучшие композиции Чарли Паркера «Ornithology» – чуть ли не самое известное произведение в стиле бибоп, впервые записанное ансамблем Паркера в 1946 году. Название намекает на прозвище Паркера – Птаха. «Parker's Mood» – прекрасный блюз, записанный и исполненный Паркером в 1948 году вместе с Джоном Льюисом, Керли Расселлом и Максом Роучем. «Yardbird Suite» – очередная отсылка к прозвищу Чарли, джазовый стандарт, записанный в 1946 году. Эта композиция стала своеобразным гимном бибопа. «Confirmation» – чрезвычайно сложная композиция со рваным ритмом и очень сложной гармонией, записанная в 1946 году. Как и почти каждая вещь Паркера, стала джазовым стандартом. «Lover man» – эта вещь считается одной из лучших, записанных Паркером. Во время записи музыкант находился под действием героина, так что его продюсеру Россу Расселлу пришлось поддерживать его перед микрофоном, пока произведение не было записано. «Moose the Mooche» – записана Чарли вскоре после ухода из его ансамбля Диззи Гиллеспи. Есть предположение, что вещь названа в честь прозвища дилера, который снабжал Паркера наркотиками в течение нескольких лет. «Billie's Bounce» – отличный блюз, записанный Паркером в 1945 году. В 2002 году включен в Зал славы премии «Грэмми».Фильмы с участием Чарли Паркера и его музыкой фильмы о Чарли Паркере «Jivin' in Be-Bop» (1946) «The Cool of the Evening» (1967) «Sven Klangs kvintett» (1976) «Птица» (1988) «The Last Days of Chez Nous» (1992) «Куда бы ветер не дул» (2003) «Professor Norman Cornett» (2009) «Совсем низко» (2014) К сожалению, жизнь талантливого музыканта оборвалась чересчур рано. Неизвестно, сколько еще он мог бы сказать миру, и сколько нереализованных идей оставалось у него в запасе. Признанный при жизни гений, не терпящий ничьих советов и живущий по своим правилам, Чарли Паркер навсегда вошел в историю как бунтарь, чью манеру игры не под силу повторить практически ни одному человеку. Смело и решительно отвергавший классические правила и традиции, он создавал новую музыку, настолько объемную по содержанию, что ее практически невозможно измерить.

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.