Аниций Манлий Северин Боэций

Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boethius, также в латинизированной форме Boetius), в исторических документах Аниций Манлий Северин Боэций (ок. 480 — 524, по другим сведениям 526[6]:20, Павия или Кальвенцано) — римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог, святой католической Церкви (память 23 октября). Работы Северина Боэция охватывали широкий круг тем — философских, нескольких богословских, а также включали ряд других произведений, в том числе и стихов. Его философские сочинения можно разделить на строго философские — согласно тому, что он считал философией, и введение в философию. Зная о падении западной цивилизации в то время и желая поддержать обновление ее интеллектуальной культуры, Северин Боэций впервые написал программу под названием квадривиум, или четыре учебника математики, которую после работ Платона он считал единственным путем к философии. Поэтому его «Арифметика» основана на трудах Никомаха Герасского, «Музыка» — на пифагорейцах (но де-факто на «Гармонике», так как он рассуждал о гармонии небесных сфер) и «Геометрия», из которой сохранился только фрагмент, являющийся изучением «Элементов Евклида», — на «Началах» Евклида. Четвертый учебник «Астрономия» был утерян. Затем, около 510 года, Северин Боэций решил сделать перевод трудов Платона и Аристотеля и прокомментировать все их работы, чтобы показать их сходство между собой. Вероятно, Северин Боэций смог бы осуществить этот план, если бы не его преждевременная и трагическая смерть. В течение нескольких лет он перевел и прокомментировал весь «Органон» и «Порагогию» Порфирия, причем последний, а также «Герменевтику» прокомментировал дважды. Разобравшись с логикой Аристотеля, он расширил ее логикой стоиков, написав также «Тематический комментарий» Цицерона и несколько оригинальных диссертаций: «Об актуальных различиях», «О разделении» (понятия и термины), «Об определении». «Введение в категориальные силлогизмы», «О категориальном силлогизме» и «О гипотетическом силлогизме». Вероятно, после канона логических и методологических трудов Северин Боэций намеревался перейти к переводу и комментированию метафизики Аристотеля и богословия Платона. Из его работ по богословской тематике — только одна неоплатоническая, а три относятся к христианской догматике. Это самый ранний трактат «Против Евтихия и Нестория» (512 г.), трактат «О Святой Троице» (около 520 г.), а также приложение к нему, и неоплатоническое приложение к «Гебдомаду». Кроме того, Северину Боэцию приписывается работа «О католической вере», которая является своего рода мини-катехизисом, и, скорее всего, ее автором был не только Боэций, но и дьякон Иоанн. Однако самое известное произведение философа — его «Утешения философией», созданное в тюрьме (523−524 гг.). По сей день это одна из самых известных философских книг в мире и обязательный «катехизис» каждого философа. В этой работе, созданной в форме прозиметрия (satura menippea), есть также 39 песен Северина Боэция, написанных различными метрами. В юности Боэций, как сообщают некоторые источники, также сочинил буколическую песню, но, к сожалению, она была утеряна. Северин Боэций, стремясь удержать западную культуру от падения, интегрировав идеи и мысли греческих философов, главным образом Аристотеля и Платона, в латинский мир, в то же время стал своего рода латинским Плотином, то есть автором латинского синтеза древней философии. В дополнение к вышеупомянутым, основными источниками его системы были: пифагорейцы, особенно математик и богослов Никомах из Герасы (II в. до н.э.), Евклид (IV-III вв. до н.э.), Цицерон (I в. до н.э.), Апулей (II в. н.э.), Плотин (III в. н.э.), Порфир (III в. н.э.) и, наконец, Прокл (V в. н.э.). Итак, как можно видеть, Северин Боэций, создавая латинский вариант греческой философии, основанной на широком и тщательно отобранном материале, выбрал не только лучшие источники и комментарии, но и явно предпочел «математический», дедуктивный тип философии. Подготовка к философии должна была стать первым квадривиумом или четырьмя математическими дисциплинами: арифметикой, музыкой, геометрией и астрономией. Квадривиуму предшествовал тривиум, ранее написанный на латыни: грамматика, риторика, логика. Он очень дотошно относился к последнему, то есть к логике, для своих собственных нужд написав ряд диссертаций и комментариев. Вместе эти дисциплины образуют так называемые семь гуманитарных наук — поэтому только пройдя этот курс, можно заниматься философией. После Аристотеля Северин Боэций разделил философию на практическую (activa) и теоретическую (philophia speculativa). Но он понимал последнее по-другому, поскольку математика Аристотеля была включена в его теорию, а не в «квадривиум». Таким образом, спекулятивная философия теперь имела три раздела: естественная философия или физика (физиология), математическая философия или метафизика (philophia mathematica) и теологическая философия или эпоптическая (Philophia Theologica), которая должна приводить к мистическому (epoptei) воззрению Философия — это «дыхание Бога», которое Спаситель изливает в души мудрецов, делая их одинаковыми. Тем не менее, человек на этом пути обладает внутренними умственными способностями (через рацио): в физике он руководствуется разумом (naturalia), в метафизике — интеллектом (Intelligibilia), а в теологии — умопостигаемыми сущностями (intellectibilia). Бог был для него Чистой формой (Ousiosis, Subsistentia), Единым Бытием (Ipsum Esse) или Природой (ousia, nature), но в Трех Лицах (prosopon), то есть в Трех Субстанциях (ипостасях). Хотя эту последнюю проблему, т. е. сущность Троицы, Северин Боэций не решил окончательно, его определение личности (персоны) получило широкое признание: человек — это индивидуальная субстанция рационального характера. Менее известным, но очень похожим на это, является также его определение ипостаси: индивидуальное существование (существование — внутреннее бытие) рациональной природы.

о проекте

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.