Павел Флоренский

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882—1936) — религиозный мыслитель, ученый-энциклопедист. Учился в Московском ун-те на физико-математическом факультете, стал приверженцем математической школы проф. Н. Бугаева, и на историко-филологическом факультете, посещал семинары С.П. Трубецкого и Л.М. Лопатина; продолжил учебу в Московской Духовной академии, став ее доцентом и проф. по кафедре истории философии. В 1911 принял сан священника, с 1912 по 1917 редактировал академический жур. «Богословский вестник», в 1914 защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине. Опыт православной теодицеи», которая переросла в философско-богословский трактат «Столп и утверждение истины» (М., 1914), ориентированный на «Критику чистого разума» И. Канта и «Критику отвлеченных начал» B.C. Соловьева. С 1917 работал ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины. Обратясь к научным проблемам физики и техники, с 1921 работал в Главэнерго ВСНХ РСФСР и проф. ВХУТЕМАСа. С 1928 по 1933 был редактором «Технической энциклопедии», зав. отделом и помощником директора Государственного экспериментального электротехнического ин-та. В феврале 1933 арестован и осужден на 10 лет, в 1937 — расстрелян. Мировоззрение Ф. было изложено им для «Энциклопедического словаря» братьев Гранат. Основным законом мира является закон энтропии, всеобщего уравнивания, или Хаос. Миру противостоит Логос как закон эктропии. Культура есть борьба с мировым уравниванием — смертью. Культура возрастает из понятия «культ» и является предметом веры, которая, в свою очередь, определяет культ, далее следует миропонимание, а еще далее — культура: «Всеобщая мировая закономерность есть функциональная зависимость, понимаемая как прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности.Эта прерывность и разрозненность в мире ведет к пифагорейскому утверждению числа как формы, к попытке истолкования «идей» Платона как прообразов». Восприняв философию всеединства Вл. С. Соловьева и его софиологию, Ф. построил собственную «конкретную метафизику», совместившую методологические принципы феноменологии, символизма и семиотики. Конкретная метафизика ставила перед собой задачу выявления определенного круга первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры. Т.о. философская система Ф. приняла черты онтологического символизма — за материально-энергийным «телом» символа стоит высшая духовно-смысловая реальность, органично с этим телом «сращенная» и лишь посредством него доступная для нашего сознания. Смысловыми блоками структуры «конкретной метафизики» Ф. были: включение платонизма в общую ткань филос. дискурса, тяга к духовному строю греч. античности в ее святоотческой православной переработке; принцип «конкретности» — неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания; интерпретация идей и методов современного естествознания в рамках религиозного мировоззрения. Человека окружает реальность, которая имеет свою жизнь и свои отношения к прочим реальностям. Эта реальность — символы, которые суть органы нашего общения с реальностью, ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания. Символы — это отверстия, пробитые в нашей субъективности, изображения позволяют видеть реальность, а артикуляция имени — слышать ее. Подобная онтолого-символическая метафизическая установка позволила Ф. достичь блестящих результатов при анализе широкого круга философско-эстетических проблем, в т.ч. таких, как символика имени, цвета, музыки, числа, православной иконы. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.



нажмите на название снизу, возможно, видеороликов несколько

info@005.ru

copyright © 2024. all rights reserved.